Главная Проблема выбора видов транспорта. Признаки дифференциации транспортных тарифов и их характеристика. Принципы построения транспортных тарифов в зависимости от вида транспорта.
В Украине запрещены ночные автобусные перевозки
15 ноября вступил в силу совместный приказ МВД и Минтранса от 19 октября 2010 номер 765/504, запрещающий перевозку пассажиров
Медведев:
Об этом глава государства заявил на пресс-конференции в Сколково Один из заданных главе государства вопросов касался
Mercedes-Benz Sprinter 311 CDI – самый популярный малотоннажник 2010 г
По результатам продаж малотоннажников Mercedes-Benz в России (2123 единиц) в 2010 г. на сегмент больших вэнов пришлось 78 %
Главное меню
Транспортная система России
Организация перевозок грузов
Международное транспортное право
Самый точный жд тариф у ТП Нефтехимтранс!
Признаки дифференциации транспортных тарифов и их характеристика. Принципы построения транспортных тарифов в зависимости от вида транспорта.

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными орга­низациями, осуществляются с помощью транспортных та­рифов. Тарифы включают в себя:

  • платы, взыскиваемые за перевозку грузов;
  • сборы за дополнительные операции, связанные с пе­ревозкой грузов;
  • правила исчисления плат и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их пост­роение должно обеспечивать:

  • транспортному предприятию — возмещение эксплу­атационных расходов и возможность получения прибыли;
  • покупателю транспортных услуг — возможность по­крытия транспортных расходов.

Как показано в предыдущем параграфе, одним из су­щественных факторов, влияющих на выбор перевозчика, является стоимость перевозки. Борьба за клиентов, неиз­бежная в условиях конкуренции, также может вносить кор­рективы в транспортные тарифы. Например, железные дороги Украины испытывают сегодня серьезную конкуренцию автомобильного транспорта в области пере возок небольших партий грузов так называемых мелких малотоннажных отправок. Это оказывает сдерживающее влияние на рост соответствующих железнодорожных та рифов.

Умелым регулированием уровня тарифных ставок раз личных сборов можно стимулировать также спрос на до­полнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. На пример, относительное снижение в феврале 1994 г. уровня ставок сбора за охрану и сопровождение грузов подразделениями военизированной охраны Министерства путей со общения позволило увеличить спрос на эту услугу и повысить сохранность перевозимых грузов.

Системы тарифов на различных видах транспорта име­ют свои особенности. Остановимся на их краткой характеристике. На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.

Общие тарифы — это основной вид тарифов. С ее помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов.

Исключительными тарифами называются та рифы, которые устанавливаются с отклонением от общи тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти та рифы могут быть повышенными или пониженными. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы

Исключительные тарифы позволяют влиять на размеще­ние промышленности, так как с их помощью можно регу­лировать стоимость перевозки отдельных видов сырья, на­пример, каменного угля, кварцитов, руды и т. п. Повышая или понижая с помощью исключительных тарифов сто­имость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные понижен­ные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направле­ниях движения порожних вагонов и контейнеров.

Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.

Местные тарифы устанавливают начальники от­дельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сбо­ров, действуют в пределах данной железной дороги.

Кроме провозной платы железная дорога взимает с гру­зополучателей и грузоотправителей платы за дополнитель­ные услуги, связанные с перевозкой грузов. Эти платы на­зываются сборами и взыскиваются за выполнение силами железной дороги следующих операций: за хранение, взве­шивание или проверку веса груза, за подачу или уборку вагонов, их дезинсекцию, за экспедирование грузов, погрузочно-разгрузочные работы, а также за ряд других опе­раций.

Перечислим основные факторы, от которых за­висит размер платы при перевозке грузов по железной дороге.

Вид отправки. По железной дороге груз может быть отправлен повагонной, контейнерной, малотоннажной — весом до 25 т и объемом до полувагона, и мелкой отправ­кой — весом до 10 т и объемом до 1/3 вместимости вагона.

Скорость перевозки. По железной дороге груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сут­ки должен проходить груз.

Расстояние перевозки. Провозная плата может взимать­ся за расстояние по кратчайшему направлению, так назы­ваемое тарифное расстояние при перевозках грузов грузо­вой или большой скоростью либо за действительно прой­денное расстояние — в случае перевозки негабаритных гру­зов или перевозки грузов пассажирской скоростью.

Тип вагона, в котором осуществляется перевозка груза. По железной дороге груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае будет различным.

Принадлежность вагона или контейнера. Вагон, плат­форма или контейнер могут принадлежать железной доро­ге, быть собственностью грузополучателя или грузоотпра­вителя.

Количество перевозимого груза — фактор, также ока­зывающий существенное влияние на стоимость перевозки.

На автомобильном транспорте для определения сто­имости перевозки грузов используют следующие виды та­рифов:

  • сдельные тарифы на перевозку грузов;
  • тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;
  • тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;
  • тарифы из покилометрового расчета;
  • тарифы за перегон подвижного состава;
  • договорные тарифы. На размер тарифной платы оказывают влияние следу­ющие факторы:
  • расстояние перевозки;
  • масса груза;

объемный вес груза, характеризующий возможность автомобиля. По этому показателю все перевозимые автомобильным транспортом грузы подразделяют на четыре класса;

  • грузоподъемность автомобиля;
  • общий пробег;
  • время использования автомобиля;
  • тип автомобиля;
  • район, в котором осуществляется перевозка, а так­же ряд других факторов.

Каждый из тарифов на перевозку грузов автомобиль­ным транспортом учитывает не всю совокупность факто­ров, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки. Например, для расчета сто­имости перевозки по сдельному тарифу необходимо при­нять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень использования грузоподъ­емности автомобиля. При расчетах по тарифу за повремен­ное пользование грузовыми автомобилями учитывают гру­зоподъемность автомобиля, время его использования и об­щий пробег.

Во всех случаях на размер платы за использование автомобиля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивыми различиями в уровне себестоимости перевозок грузов по районам. Коррективы в тарифную стоимость вносятся с помощью так называемых поясных поправочных коэффициентов.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, про­гнозируемая на период введения тарифов и сборов в дей­ствие, а также предельный уровень рентабельности, уста­новленный действующим законодательством. Потребители транспортных услуг вправе запросить от пароходств и пор­тов экономическое обоснование предлагаемых ими тарифов.

На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой став­ке, Если груз следует по направлению устойчивого грузо­вого потока, то перевозка осуществляется системой ли­нейного судоходства. При этом груз движется по расписа­нию и оплачивается по объявленному тарифу.

В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плава­ния, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не огра­ничена определенным видом груза, то перевозка оплачива­ется по фрахтовой ставке. Фрахтовая ставка устанавлива­ется в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка и обычно зависит от вида и транспортных характеристик гру­за, условий рейса и связанных с ним расходов.

 

- ставки платы за услуги транспорта, взимаемые транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Устанавливаются на грузовые и пассажирские перевозки воздушного, железнодорожного, автомобильного, морского, речного, городского электрического (метро, трамвай, троллейбус и другого) транспорта с учетом необходимости возмещения затрат транспортными предприятиям и получения прибыли.

Транспортные тарифы делятся на регулируемые и свободные (рыночные).

Тарифы на железнодорожные перевозки (кроме перевозок в пригородном сообщении) регулируются государством на федеральном уровне путем установления в прейскурантах предельных тарифов.

Органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов на перевозки железнодорожным, автомобильным и речным транспортом в пригородном (местном) сообщении, на местных авиалиниях, на перевозки морским транспортом и в районах Крайнего Севера.

Тарифы на воздушном и автомобильном транспорте (кроме местного сообщения) устанавливаются по договоренности сторон (договорные тарифы) с учетом предельной нормы прибыли.

Свободные (рыночные) транспортные тарифы применяются на услуги железнодорожного транспорта более высокого, чем предусмотрено прейскурантами, качества (по срокам доставки, новым типам вагонов и др.).

Грузовые тарифы на железнодорожном транспорте устанавливаются едиными для всей сети железных дорог, по кратчайшему, как правило, расстоянию между станциями отправления и назначения груза.

Тарифные ставки дифференцируются по видам груза, расстояниям, скорости перевозки, размерам отправок (повагонные, контейнерные, мелкие) и т.д. Для ветвей, не включенных в общую сеть железных дорог, применяются местные тарифы.

На водном транспорте установлены двухставочные грузовые тарифы, дифференцированные по бассейнам рек и морей. При установлении грузовых тарифов на морские и речные перевозки учитывают природно-климатические факторы, сроки навигации и специализацию флота.

На морском транспорте тарифы применяются в основном при перевозке грузов между портами России; в корреспонденциях с зарубежными портами используется фрахт, то есть единовременная цена, установленная соглашением.

Фрахтовая ставка (транспортный тариф) включает два основных компонента: издержки по оказанию транспортных услуг и среднюю прибыль.

Величина фрахтовых ставок устанавливается на определенный период в зависимости от вида фрахта, срока его действия, числа рейсов и определяется условиями рейсового чартера, особенно предусмотренного в нем нормами погрузки и выгрузки.

Грузовые тарифы на воздушном транспорте зависят от расстояния перевозки и тарифного класса, на автомобильном - учитываются класс груза (в зависимости от степени использования грузоподъемности автомобиля, грузы делятся на 4 класса и соответственно различается величина тарифа) и тарифные схемы (сдельные на перевозку грузов; на условиях платных автотонно-часов; за повременное пользование грузовыми автомобилями; за пользование грузовыми автомобилями из по километрового расчета). Вопрос о выборе тарифной схемы решается на договорной основе.

Пассажирские тарифы транспортные устанавливаются на перевозку людей и багажа для международных, внутренних, пригородных и городских линий.

Международные пассажирские тарифы определяются соглашениями о международном пассажирском сообщении между различными странами. Внутренние, междугородние и другие пассажирские тарифы железнодорожного, морского и речного транспорта дифференцированы в зависимости от скорости движения и комфортабельности мест. Пассажирские тарифы железнодорожного и автомобильного транспорта в основном единые по стране; тарифы воздушного транспорта делятся на два пояса: для линий в районах с железнодорожным сообщением и для районов, где нет железных дорог; водного транспорта - дифференцированы по группам пароходств и бассейнов.

Во всех видах сообщений применяются различные формы льготных тарифов: круглогодичные для детей, абонементные пригородные и городские билеты, скидки с тарифов для определенной категорий населения в периоды сезонного спада спроса на перевозки.

Действующая система грузовых тарифов на железнодорожном транспорте

Под действующей системой грузовых тарифов каждого вида транспорта понимаем совокупность взаимосогласованных и сис­тематизированных в определенном порядке ставок, применяе­мых для расчета платежей за перевозки грузов, а также за вы­полнение связанных с перевозками грузовых и коммерческих операций (погрузка, выгрузка, хранение грузов и т.п.). Конкрет­ное выражение действующая тарифная система получает в та­рифных схемах, тарифных руководствах и правилах исчисления платежей, сборов по перевозкам грузов.

На железнодорожном транспорте грузовые тарифы подразделяются по видам, родам отправок и формам построения.

Ø По видам тарифы подразделяются: на общие, исклю­чительные, льготные и местные.

Общие тарифы применяются к перевозкам на сети дорог всех грузов, за исключением тех, для которых установлены исключительные, льготные или местные тарифы, исключительные – на перевозку одного или нескольких грузов на определенное ряс стояние или в направлении между определенными пунктами, а также в некоторые периоды времени: эти тарифы могут быть пониженные (поощрительные) и повышенные (запреты). Ис­ключительные тарифы имеют форму процентных скидок и над­бавок. Цель исключительных тарифов заключается в стимулиро­вании использования местного сырья, топлива, развитии пере­возок грузов в смешанном сообщении, ограничении перевозе it грузов на излишне дальние расстояния и короткопробежных, которые выгоднее передать на автотранспорт, и др. Льготные (пониженные против общих тарифов) устанавливаются на пере возки в определенных направлениях грузов, предназначенных для определенных целей, принадлежащих определенным пред­приятиям и организациям. Эти тарифы имеют форму процент­ных скидок с общего тарифа. Местные тарифы применяются в местном сообщении (в пределах одной дороги).

По родам отправок грузовые тарифы, бывают: повагонные - установленные на перевозку грузов целыми ва­гонами (кроме наливных); тарифы на перевозку грузов мелкими и малотоннажными отправками, которые исчисляются за факти­ческую массу отправки; контейнерные — на перевозку грузов в контейнерах; потонные, которые применяются к наливным гру­зам в цистернах и бункерных полувагонах. Для этих отправок провозная плата взыскивается за действительную массу груза, который указан в перевозочном документе — накладной. Тариф на рельсовый подвижной состав, перевозимый как груз на своих осях, провозная плата взимается за пробег каждой оси

По форме построения грузовые тарифы под­разделяются на табличные и схемные. Табличные тарифы — это провозные платы за 1 вагон, 1 т груза или 1 контейнер при пе­ревозке груза между данными станциями, сведенные в таблицы, в схемных тарифах (дифференцированных) установлена плата в зависимости от расстояния перевозок. Эти тарифы могут быть Двуставочными и многоставочными. Схемные тарифы могут быть и недифференцированные — одноставочные, т.е. содержащие однообразные ставки с тонны и километра (или вагона и Километра, или с оси и километра) для всех расстояний пер; возки. Основная форма построения грузовых тарифов схемная.

Все действующие тарифы опубликованы в Тарифных руко­водствах № 1 и № 4.

Тарифное руководство №1 состоит из двух час­тей: первая часть содержит правила применения тарифов, но­менклатуру грузов, общие, исключительные тарифы и алфавит к номенклатуре грузов; вторая часть — расчетные таблицы плат за перевозку грузов.

Тарифное руководство № 4 состоит из книг, которые содержат таблицы тарифных расстояний.

Действующая тарифная номенклатура грузов приведена в раз­деле 6 Тарифного руководства № 1, часть 1. Против каждой та­рифной позиции номенклатуры груза для повагонной отправки устанавливается весовая норма загрузки вагона и в зависимости принадлежности вагона определяется схема перевозки.

Тарифная схема № 1 — расчетные таблицы плат за перевозку грузов (кроме домашних вещей) повагонными отправками в обыкновенных (универсальных) вагонах (крытые, платформы, полувагоны) общего парка МПС РФ.

Тарифная схема № 2 - расчетные таблицы за перевозку гру­зов повагонными отправками тех же вагонов, принадлежащих предприятиям, организациям, концернам, акционерным обще­ствам и др., или арендованных ими.

Провозная плата взимается для этих схем за массу отправки вагона, но не менее минимальной весовой нормы загрузки, ус­тановленной для соответствующих грузов.


 
     
© 2010 - 2018 transport-law.ru