Главная Проблема выбора видов транспорта. Претензии и иски на транспорте
В Украине запрещены ночные автобусные перевозки
15 ноября вступил в силу совместный приказ МВД и Минтранса от 19 октября 2010 номер 765/504, запрещающий перевозку пассажиров
Медведев:
Об этом глава государства заявил на пресс-конференции в Сколково Один из заданных главе государства вопросов касался
Mercedes-Benz Sprinter 311 CDI – самый популярный малотоннажник 2010 г
По результатам продаж малотоннажников Mercedes-Benz в России (2123 единиц) в 2010 г. на сегмент больших вэнов пришлось 78 %
Главное меню
Транспортная система России
Организация перевозок грузов
Международное транспортное право
http://www.bagboxshop.ru/ сумка баул 200 литров.
Претензии и иски на транспорте

Претензии и иски по перевозкам

Особенностью предъявления требований к перевозчику груза (грузобагажа) является претензионный порядок. Отсутствие письменной претензии, предъявленной в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, делает невозможным заявление к перевозчику судебного иска (п. 1 ст. 797 ГК). Обязательная претензионная процедура дает перевозчику возможность своевременно расследовать допущенные нарушения, собрать необходимые доказательства, что во многих случаях ведет к удовлетворению требований грузовладельца без обращения в судебные органы, существенной экономии средств и времени.
По указанным причинам претензии могут заявляться также и пассажирами. Однако обязанность пассажира предъявлять претензию установлена лишь КВВТ (ст. 161) и УАТ (ст. 158). Для требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пассажиров, претензионного порядка не предусмотрено, однако на практике такие претензии заявляются.
Претензии, вытекающие из перевозки груза, предъявляют отправитель, получатель, а также (по общему правилу) страховщик, выплативший страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком своих обязательств. Между тем Воздушный кодекс (ст. 125) умалчивает, например, о праве грузоотправителя на предъявление претензий. КТМ допускает возможность отправителя и получателя передавать свои права на предъявление претензии и иска, но только друг другу, страховщику и транспортно-экспедиторской организации посредством специальной переуступочной надписи на транспортном документе (ст. 404). Схожую норму содержит УАТ (ст. 161). Претензии заявляются, как правило, транспортной организации (ее филиалу), осуществлявшей перевозку или выдавшей груз в месте назначения. От претензии следует отличать заявление с просьбой о розыске груза, не прибывшего в пункт назначения, поскольку его содержание не удовлетворяет требованиям, установленным для претензий.
На практике в случае несохранности груза транспортные организации нередко ссылаются на ответственность отправителя. Поэтому когда из обстоятельств дела с достаточной очевидностью не вытекает наличие ответственности только одного перевозчика, получатели груза адресуют свои претензии одновременно и грузоотправителю, который, например, ненадлежаще затарил груз, что вызвало его несохранность. Основанием предъявления таких претензий является не нарушение договора перевозки, а несоблюдение обязательств отправителя в отношении получателя по купле-продаже, поставке и др. (см. об этом § 3 настоящей главы).
Транспортным законодательством предусмотрены требования о предоставлении документов, которыми заявитель должен обосновать свою претензию. Так, в ст. 120 УЖТ дан подробный перечень возможных претензий с указанием документов, которые следует приложить, и сведений, которые должны в них содержаться. Претензии необходимо заявлять, как правило, по каждой отправке с приложением подлинника транспортного документа, коммерческого акта или жалобы на отказ в его составлении, обоснования и расчета суммы претензии.
Претензионный порядок предусматривается и при предъявлении требований перевозчику в связи с нарушением обязательств по подаче транспортных средств, использованию подвижного состава или контейнеров грузовладельцев, других обязательств, не вытекающих из договора перевозки, но связанных с организацией транспортного процесса (ст. 120 УЖТ, ст. 158, 163 УАТ, подп. 5 п. 4 ст. 161 КВВТ).
В случае полного или частичного отклонения претензии грузовладельца или неполучения на нее ответа в 30-дневный срок к перевозчику может быть предъявлен иск (п. 2 ст. 797 ГК). ГК не определяет срока на заявление самой претензии. Этот вопрос решается транспортными уставами и кодексами по-разному. В силу ст. 406 КТМ и ст. 161 КВВТ претензии заявляются в течение срока исковой давности (см. ниже). При этом только КТМ предусмотрено, что на время рассмотрения претензии перевозчиком течение срока исковой давности приостанавливается (ст. 407).
Согласно ст. 123 УЖТ, ст. 163 УАТ и ст. 126 Воздушного кодекса претензии должны заявляться в течение 6 месяцев. УЖТ и УАТ предусмотрен также 45-дневный срок для заявления претензий о штрафах и пени. Арбитражные суды не рассматривают указанные сокращенные сроки как пресекательные, предъявление претензии за рамками этих сроков не является основанием к возвращению искового заявления*(148). Кроме того, УЖТ и Воздушный кодекс предусматривают право самого перевозчика принять к рассмотрению претензию по истечении установленных сроков, если причина их пропуска будет признана им уважительной.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, согласно п. 3 ст. 797 ГК составляет один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Таким моментом является, как правило, день наступления события, послужившего основанием для заявления претензии (ст. 125 УЖТ, п. 2 ст. 164 КВВТ). Однако на отдельных видах транспорта этот момент определяется по-другому. Так, согласно п. 2 ст. 128 Воздушного кодекса течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения грузовладельцем ответа на претензию, а в случае неполучения такого ответа - через 45 дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором перевозки. По требованиям возмещения ущерба за утрату груза на морском транспорте согласно п. 2 ст. 408 КТМ срок исковой давности исчисляется по истечении 30 дней со дня, в который груз должен быть выдан, а в смешанном сообщении - по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. Для требований в связи с перевозкой багажа УЖТ предусматривает давность в один год со дня наступления соответствующего события (ст. 125). На других видах транспорта в силу специальных указаний уставов и кодексов (п. 3 ст. 164 КВВТ) либо в силу отсутствия таковых применяется общий срок исковой давности - 3 года (ст. 196 ГК).
На требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пассажиров, сроки исковой давности не распространяются. Однако требования, предъявленные по истечении 3 лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время, но не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска. Такой, вытекающий из ст. 208 ГК порядок основан на ст. 800 ГК, которая, подчиняя ответственность перевозчика в этих случаях общим правилам об обязательствах из причинения вреда (гл. 59 ГК), изымает ее из сферы специального транспортного законодательства.
Для исков транспортных организаций к грузовладельцам срок давности в силу общей редакции п. 3 ст. 797 ГК составляет один год. Для возможных исков к пассажирам УЖТ (ст. 126), КВВТ (ст. 164) также предусматривают давность в один год. На других видах транспорта специальных норм по этому поводу нет, поэтому должен применяться общий срок, установленный ст. 196 ГК, - 3 года. Сроки исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозок, подлежат приостановлению, перерыву и восстановлению согласно общим нормам ГК (гл. 12). Законом предусмотрена выплата процентов на сумму признанной перевозчиком претензии или сумму, выплачиваемую по решению суда (ст. 395 ГК, ст. 413 КТМ, ст. 168 УАТ).

 
     
© 2010 - 2016 transport-law.ru