Главная Проблема выбора видов транспорта. Классификация тары.
В Украине запрещены ночные автобусные перевозки
15 ноября вступил в силу совместный приказ МВД и Минтранса от 19 октября 2010 номер 765/504, запрещающий перевозку пассажиров
Медведев:
Об этом глава государства заявил на пресс-конференции в Сколково Один из заданных главе государства вопросов касался
Mercedes-Benz Sprinter 311 CDI – самый популярный малотоннажник 2010 г
По результатам продаж малотоннажников Mercedes-Benz в России (2123 единиц) в 2010 г. на сегмент больших вэнов пришлось 78 %
Главное меню
Транспортная система России
Организация перевозок грузов
Международное транспортное право
Классификация тары.
Конструкции упаковки

Коробки относятся к разовой таре, имеют корпус разнообразной формы (чаще всего прямоугольный параллелепипед) и плоское дно, сверху закрываются крышкой. Крышки могут быть съемными или образовываться клапанами коробки.

Банками называют потребительскую тару преимущественно с цилиндрическим корпусом и плоским или вогнутым дном. Они имеют широкую горловину большого диаметра. Банки обычно производятся из стекла, пластика или металла.

Бутылками называют потребительскую тару, как правило, из стекла или пластика, с цилиндрическим корпусом, переходящим в узкую горловину. Горловина имеет конструкцию, предназначенную для укупоривания. Дно бутылок может быть плоским или вогнутым.

Тубы представляют собой разовую полужесткую или мягкую потребительскую тару с корпусом, обеспечивающим выдавливание содержимого. Они имеют узкую горловину с внешней резьбой, на которую навинчивается крышка, называемая бушоном. Дно тубы герметично закрывается после наполнения ее продукцией. Тубы выполняются из пластика или металла и предназначены для пасто- и гелеобразных продуктов.

Ампулы являются разовой потребительской тарой, имеющей цилиндрический корпус с вытянутой горловиной, которая герметично запаивается после наполнения продукцией. Дно ампул бывает плоским или выпуклым. Ампулы обычно производятся из стекла.

Пакеты и сумки относятся к мягкой потребительской таре. Они имеют корпус в виде рукава с дном различной конструкции и открытой горловиной. Сумки имеют ручки.

Пробирками называют потребительскую упаковку, имеющую цилиндрический корпус и плоское или выпуклое дно. Горловина диаметром, равным диаметру корпуса, укупоривается крышкой или пробкой.

Канистры имеют форму прямоугольного параллелепипеда и снабжаются приспособлениями для переноса, а также сливной горловиной с крышкой.

Ящики характеризуются корпусом в форме прямоугольного параллелепипеда, имеющим дно, стенки и иногда крышку.

Флягами называют транспортную тару с корпусом цилиндрической формы, переходящим в узкую горловину. Фляги имеют приспособление для переноса и крышку с затвором.

Бочки являются транспортной тарой с корпусом цилиндрической или параболической формы. На корпусе предусматриваются обручи или зиги (гофры) для катания. Днища снабжаются сливными отверстиями, или одно из них выполняется съемным.

Мешки относятся к транспортной мягкой таре. Они имеют корпус в виде рукава, дно и горловину. Горловина бывает открытой или закрывается клапаном. Мешки широко применяются для перевозки и хранения различных сыпучих материалов.

Основные классификационные признаки тары и упаковки

Современная упаковка — средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающую среду от загрязнений, а также способствующих процессу обращения продукции. Процесс обращения включает стадии транспортирования, хранения и реализации продукции. Таким образом, упаковка выполняет следующие функции:

  • защитная;
  • логистическая;
  • маркетинговая;
  • информационная.

Обычно упаковка состоит из тары и вспомогательного упаковочного средства (крышки, пробки и т.д.).

Тара является основным элементом или разновидностью упаковки и представляет собой изделие для размещения и перемещения продукта. Термин «тара» происходит от арабского «tarha», что означает «вычет» и подразумевает соотношение товара с упаковкой и без нее, в современной трактовке — «брутто» и «нетто».

Упаковка характеризуется большим многообразием классов, видов, типов. В качестве основных традиционно выделяются следующие классификационные признаки:

  • назначение;
  • материал;
  • конструкция.

Назначение упаковки принято считать наиболее существенным классификационным признаком. По этому критерию упаковка делится на потребительскую, производственную, транспортную и специальную.

Потребительская упаковка предназначена для товаров массового потребления; она является частью товара, входит в его стоимость, а после реализации товара переходит в полную собственность покупателя.

Производственная тара и упаковка предназначена для выполнения внутризаводских (внутри- и межцеховых), а также межзаводских перевозок, хранения изделий, полуфабрикатов, материалов и сырья.

Транспортная упаковка предназначена для перевозки, складирования и хранения продукции, она образует самостоятельную транспортную единицу.

Специальная упаковка предназначена для защиты от внешних воздействий, влияний климатических факторов при транспортировании и хранении различных изделий. Как правило, специальной упаковке подвергаются крупногабаритные установки, машины, механизмы и приборы.

По материалу тару и упаковку разделяют на выполненную из бумаги или картона, пластмассы, металлов, стекла, керамики и дерева.

Бумага и картон являются наиболее часто используемыми упаковочными материалами. Главные их достоинства — низкая стоимость и экологическая чистота.

Пластмассы отличаются хорошими механическими характеристиками, универсальностью и дешевизной.

Металлы (преимущественно стали и алюминий) обладают высокой прочностью и термо-уcтойчивостью и применяются для упаковки напитков, консервированных продуктов, аэрозолей.

Стекло является химически нейтральным материалом и традиционно широко используется для упаковки жидкостей.

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению использования пластмасс и сокращению применения дерева, металлов, стекла.

Выбор материала упаковки определяется требованиями к ее физическим, химическим, гигиеническим, биологическим и другим свойствам, обусловленными особенностями товара, экономическими и маркетинговыми факторами, а также технологическими требованиями к процессу упаковывания.

Классификация тары и упаковки по конструкции осуществляется по ряду признаков.

По конструктивной форме тара и упаковка делится на коробки, банки, бутылки, ящики, фляги, бочки, тубы, стаканчики, ампулы, пакеты, сумки, мешки, пеналы, пробирки и т.д. (см. врезку).

По конструктивному исполнению (компактности) тару и упаковку подразделяют на разборную, неразборную, складную и разборно-складную. Разборная тара может разбираться на составляющие части и вновь собираться посредством соединения сочленяющих элементов. Складная тара отличается способностью складываться без нарушения сочленения элементов и вновь раскладываться.

По жесткости конструкции, или стабильности формы, упаковку делят на жесткую, полужесткую и мягкую. Стабильность формы определяется как свойствами материалов, так и особенностями конструкции.

Жесткая упаковка не изменяет своей формы и размеров при заполнении продукцией, способна выдержать внешние механические воздействия при хранении и транспортировке. К жесткой упаковке относят тару из металлов, стекла, дерева, некоторых полимеров.

Полужесткая упаковка сохраняет формы и размер только при незначительном нагружении. Полужесткая упаковка изготавливается из плотной бумаги, картона, пластмасс.

Мягкая упаковка может менять свои размеры и форму при наполнении продукцией. Она изготавливается из бумаги малой плотности, синтетических пленок.

По герметичности конструкции упаковка подразделяется на негерметичную и герметичную. Негерметичная упаковка выполняется открытой либо закрывается крышкой или затвором. Герметичная отличается конструкцией, которая обеспечивает непроницаемость для газов и жидкостей. Герметичная упаковка может быть изобарической и изотермической. Герметичная изотермическая упаковка предназначена для хранения продукции при заданной температуре в течение установленного времени. Внутри изобарической упаковки поддерживается заданное давление. Разновидностью изобарической упаковки является аэрозольная тара, снабженная распылительным клапаном.

Потребительская упаковка

Основными функциями потребительской упаковки являются защитная, маркетинговая и информационная.

Защитная функция потребительской упаковки заключается в предохранении товара от разрушения, деформаций, разливания, высыпания, усушки и других видов потерь.

Маркетинговая и информационная функции потребительской упаковки приобретают сегодня все большее значение. Качество выполнения упаковкой этих функций самым непосредственным образом влияет на судьбу товара на рынке.

Потребительская упаковка, как правило, не предназначена для самостоятельного транспортирования и перевозится в транспортной таре.

Конструкция, размер, выбор материала, условия транспортирования и хранения потребительской упаковки зависят от свойств и конфигурации упаковываемой продукции. Обычно она имеет ограниченную массу, вместимость и размеры. Наружные размеры потребительской упаковки должны быть увязаны с внутренними размерами транспортной тары с учетом требований логистики.

Потребительскую упаковку разделяют на индивидуальную и групповую. Индивидуальная предназначена для упаковывания единицы продукции. В групповую упаковывается несколько единиц продукции.

По отношению к упаковываемому продукту потребительскую упаковку разделяют на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя упаковка предназначена для размещения товара и находится с ним в непосредственном контакте. В зависимости от физико-химических характеристик продукта она может быть изготовлена из различных материалов. Внешняя упаковка служит защитой для внутренней и, как правило, выполняет дополнительные функции, например информационную (предоставление информации о свойствах товара) и маркетинговую (стимулирование сбыта товара). Для духов, например, внутренней упаковкой является стеклянный флакон, внешней — красивая картонная коробка, привлекающая покупателей.

По кратности использования потребительская упаковка делится на разовую и возвратную. Разовая упаковка предназначена для однократного использования, возвратная — для многократного (например, некоторые виды стеклянной тары).

Потребительская упаковка бывает жесткой, полужесткой и мягкой.

Жесткая и полужесткая упаковка хорошо предохраняет товары от деформации, разрушений и потерь, то есть обеспечивает их сохранность. Наряду с механической прочностью упаковки должно обеспечиваться и ее удобство в обращении. Этот вид потребительской упаковки выполняется из стекла, металлов, пластиков.

Пластиковая тара может производиться из листовых материалов, растворов или суспензий, а также из гранул и порошка.

Пластиковая потребительская тара из листовых материалов изготавливается методами термоформования, сварки или склеивания. По экономичности она уступает только мягкой пленочной упаковке, превосходя ее по жесткости и формоустойчивости. Для этого вида тары используют рулонные материалы толщиной 0,25-1,0 мм и листы толщиной 0,5-2,0 мм.

Тара из листовых материалов имеет простую конфигурацию — это кассеты, банки, стаканчики, коробки и т.д.

Пластиковая упаковка из гранул и порошков изготавливается методами литья, раздува, прессования и экструзии.

Выдувная потребительская упаковка отличается большим разнообразием форм и высокой функциональностью. Ее применяют для самых разноообразных продуктов: жидких, сыпучих, пастообразных и твердых; для газированных напитков, горюче-смазочных материалов, пищевых и химических продуктов, косметических и фармацевтических товаров.

Литьевая и прессованная потребительская упаковка изготавливается литьем под давлением и прессованием и отличается точным выполнением внешних поверхностей и внутренних полостей изделия. К недостаткам этих методов относятся невозможность производить тару с толщиной стенок менее 1 мм и высокая стоимость изделий. Прессование и литье под давлением применяют для изготовления жесткой тары для дорогостоящей продукции, а также отдельных элементов упаковки, требующих высокой точности выполнения (банки, коробки, пеналы, пробирки).

Широко используется тара из газонаполненных полимеров, изготавливаемая методами литья под давлением, прессования, выдувного формования, вспенивания, пневмо- и вакуумного формования. Наибольшее рас-пространение получили пенопласты — материалы с низкой плотностью (15-60 кг/м3), способные выдерживать значительные удельные нагрузки без остаточной деформации. Вследствие низкой теплопроводности пенопластов (0,026-0,037 Вт/см×К), выполненная из них тара сохраняет форму и упругие свойства в широком диапазоне температур (от +75 до -60 °С). Тару из пенопластов применяют в основном для термоизоляции продукции, ее защиты от ударов и механических повреждений. Важными достоинствами пенопластовой упаковки являются ее малая масса, высокая долговечность и небольшая стоимость. Пенопластовую потребительскую тару выполняют в виде коробок, вкладышей, кювет, лотков, банок.

Страница 1 из 2

«ПерваяПредыдущая12СледующаяПоследняя»
 
     
© 2010 - 2016 transport-law.ru