Объективная необходимость комплексного подхода к выбору тары и упаковки в логистической цепи поставок
В настоящее время объективные условия экономического развития предъявляют повышенные требования к эффективности управления процессом движения товаров по логистической цепи. Как показывает практика, одним из слабых мест является упаковка товаров, принципы создания которой практически не изменились с начала преобразований в нашей стране и слабо отреагировали на изменение экономических условий в плане выбора тары, а следовательно, минимизации транспортных затрат. Изменение видов и методов упаковки в настоящий момент времени протекает большей частью в направлении удешевления упаковки для производителя и придания ей уникального вида, а не в направлении удешевления общей стоимости и удобства транспортировки. В данном разделе речь сначала будет идти о маркетинговых, логистических и экологических свойствах упаковки, а затем — об упаковке в логистике как защитной оболочки продукции, носителя информации о продукции и иструмента грузопереработки. В связи с последней функцией рассмотрим перспективы контейнеризации и внедрения в практику логистики укрупненных грузовых единиц. Помимо этого будет также рассмотрена технология штрихового кодирования и идентификации упаковки.
Упаковка самым непосредственным образом оказывает влияние на норму затрат и производительность логистической системы. Самые очевидные элементы таких затрат имеют следующий вид:
- затраты по приобретению упаковочных материалов;
- затраты по корректировке автоматизированных или ручных работ по упаковке продукции;
- затраты на переработку упаковочных материалов.
При этом не настолько очевидным является то, что затраты по приобретению упаковочных материалов несут одни предприятия, а затраты на переработку — другие, находящиеся, как правило, на противоположном конце логистического канала распределения. Именно поэтому воздействие эффективной и экономичной упаковки на производительность, во-первых, распределяется по всей логистической цепи и, во-вторых, в силу этого может быть не замечено.
В логистической системе системный подход к операциям упаковки продукции может приносить значительную экономию. Любая система централизованного логистического планирования, которая предназначена для осуществления контроля над общими затратами процесса распределения, должна учитывать все виды затрат в соответствии с уровнем сервиса, в том числе и те, которые создаются операциями по упаковке продукции.
С данной целью необходимо рассмотреть:
- взаимодействие функции упаковки со всеми остальными элементами логистической системы и ее роли на промышленных и потребительских рынках;
- базисные предназначения упаковки, такие, как защита продукции, передача информации и в конечном счете увеличение эффективности грузопереработки;
- нетрадиционные и традиционные упаковочные материалы, современные технологии упаковки и сопутствующие им экологические проблемы;
Упаковка влияет на уровень затрат по всей логистической деятельности, поскольку:
- управление запасами во многих отношениях определяется точностью идентификации груза, а маркировку несет на себе упаковка;
- эффективность, точность и скорость комплектации заказа также зависят от надежности маркировки упаковок, их габаритов и формы, степени пригодности упаковки к грузопере-работке;
- на стоимость грузопереработки самым непосредственным образом влияет возможность консолидации индивидуальных упаковок в укрупненную грузовую единицу;
- стоимость хранения и транспортировки напрямую зависят от плотности и габаритов упаковки.
Наличие таких свойств упаковки, как прочность, удобство, информационная насыщенность и соответствие экологическим стан- дартам повышает потребительские качества продукции и уровень логистического обслуживания.
Поскольку современные тенденции ведут к увеличению протяженности и сложности логистических цепочек распределения, стратегически важным является возможность отложить процесс упаковки до выявления конечного потребителя.
Основные функции упаковки в логистике выглядят следующим образом:
- функция защиты от повреждений;
- функция обеспечения удобства транспортировки и грузопереработки;
- информационная функция.
Потребительская и промышленная упаковка
Упаковка делится на два типа:
1) потребительская, выполняющая маркетинговые функции и обращенная к конечному потребителю товара;
2) промышленная, обеспечивающая удобство логистических операций.
Рассмотрим подробнее эти типы упаковок.
Потребительская упаковка. Чаще всего конструкция потребительской упаковки ориентируется на нужды производства и сбыта, часто игнорируя требования логистики. Например, транспортировка таких товаров, как полностью собранные мотоциклы, проводит к недостаточному использованию площади склада и вместимости транспортных средств вследствие своей низкой плотности, в результате повышая затраты на хранение и транспортировку. Потребительская упаковка, как правило, разрабатывается в расчете на удобство потребителя, привлекательность для покупателей, эффективное использование торговых площадей и защиты товаров от повреждений. Идеальная потребительская упаковка, бросающаяся покупателям в глаза вследствие своих непривычных форм и габаритов является наихудшей упаковкой для логистики по тем же причинам. Продуманная упаковка должна учитывать все требования логистики.
Промышленная упаковка. Для того чтобы увеличить эффективность грузопереработки, готовую продукцию или ее отдельные компоненты объединяют в более крупные грузовые единицы, такие как коробки, мешки, бочки и т.д. Данные грузовые единицы называют промышленной упаковкой. Группировка вместе нескольких промышленных упаковок представляет собой укрупненную грузовую единицу и служит для повышения эффективности и удобства грузо- переработки. Процесс создания таких укрупненных грузовых единиц носит название контейнеризации.
Промышленная упаковка, а также укрупненная грузовая единица являются главными объектами грузопереработки в логистическом канале распределения. Прочность, размеры и масса вес промышленной упаковки предопределяют требования к ее грузопереработке и транспортировке. В случае несоответствия упаковки требованиям производительности логистических операций падает эффективность всей логистической системы. Отсюда следует, что размеры промышленных упаковок не должны зависеть в первую очередь от потребностей розничной торговли. Например, розничная упаковка пива в жестяных банках представляет собой шесть банок пива, скрепленных в верхней своей части пластиком. Промышленная упаковка такого пива представляет собой двадцать четыре блока по шесть банок.
К разработке промышленной упаковки предъявляются следующие основные требования:
- стандартизация;
- ограничение числа типоразмеров.
Данные требования необходимы для поддержания высокой эффективности использования оборудования в процессе выполнения хранения и транспортировки.
Известно, что не так много предприятий способны обойтись стандартной промышленной упаковкой одного типоразмера. Большей части предприятий приходится тщательно следить за совместимостью типоразмеров промышленных упаковок. Один из подходов к унификации промышленных упаковок представлен на рис. 4.1.
Очевидно, что конструкцию упаковки невозможно подчинить только требованиям логистики. Идеальной формой упаковки является куб, но встречается такая упаковка чрезвычайно редко. В случае разработки стандарта на промышленную упаковку необходимо стремиться к компромиссу между маркетинговыми, промышленными, потребностями упаковки, конструкционными характеристиками самой продукции и требованиями логистики.
Очень важно, чтобы упаковка обладала достаточными — с учетом физических нагрузок и других внешних воздействий — защитными свойствами. При этом нужно добиваться, чтобы конструкция и материал упаковки в сочетании обеспечивали желательный уровень сохранности продукции, избегая при этом чрезмерных расходов на излишнюю защиту. В процессе разработки упаковки важным является оценка степени вероятных повреждающих воздействий и выработка такого сочетания материалов и конструкции, которое обеспечивает стойкость к этим воздействиям. Основные требования к разработке упаковки следующие:
- в большинстве случаев абсолютно надежная упаковка обходится чрезмерно дорого;
- защитные свойства упаковки определяются сочетанием конструкции и материалов.
Разработанные варианты упаковки следует испытать и выбрать тот, который обеспечивает требуемый уровень защиты при минимальных издержках. Такие испытания можно провести в лаборатории либо в экспериментальных полевых условиях. В 1980-х годах процесс выбора материалов и конструкции упаковок стал более научным. Благодаря совершенствованию лабораторного оборудования и техники измерения лабораторные испытания стали самым надежным методом оценки.
Появилось новое измерительное оборудование, способное определить интенсивность и характер повреждающих воздействий в процессе транспортировки. Использование такого оборудования в выборочных перевозках уменьшает погрешность оценки, неизбежную при испытаниях традиционным методом проб и ошибок. Для более точной оценки надежности упаковки можно прибегнуть к компьютерному моделированию типичных внешних воздействий на упаковку по мере ее продвижения по логистической цепочке. Существует также лабораторное оборудование, позволяющее установить, какой противоударный эффект оказывают разные (по конструкции и материалу) упаковки на продукты разной степени прочности. Защита продукции от повреждения
Главной целью промышленной упаковки является защита продукции от повреждений в процессе хранения и транспортировки. Для достижения этой цели необходимо подбирать упаковку, соответствующую характеристикам продукта, и уметь найти правильное сочетание материала и конструкции упаковки. При этом решается вопрос о необходимой степени защиты продукции.
Как было уже указано выше, абсолютно надежная защита является чрезмерно дорогой. Здесь необходимо оптимально подобрать баланс между ценностью продукции и ценностью упаковки. Очевидно, что чем дороже продукция, тем дороже должна быть и упаковка.
Надежность упаковки определяется теми факторами внешней среды, которым она подвергается в процессе хранения и транспортировки. Для проверки стойкости упакованной продукции к повреждениям применяют вибростенды и другое оборудование испытания противоударных свойств. Далее, по результатам проверки подбирают упаковку, способную в нужной степени отражать силовые воздействия в ходе хранения и транспортировки. В случае, если стоимость защитной упаковки оказывается чрезмерно высокой, на том же оборудовании можно испытать другую конструкцию. В результате испытаний точно определяются нормативные требования к защитным свойствам упаковки. Рассмотрим, от каких повреждающих факторов приходится защищать продукцию.
Окружающая среда. Окружающая среда продукта — это та логистическая система, в которой он находится. При этом как логистическая система несет в себе угрозу повреждающего воздействия на продукт, так и сам продукт представляет определенную опасность для физического окружения.
В случае использования предприятием собственного транспорта доставка продуктов к месту назначения происходит в относительно контролируемых условиях. В случае же использования сторонних перевозчиков продукция попадает в неконтролируемую для предприятия среду. В данных обстоятельствах продукция может пройти через один или несколько терминалов, ее могут перегружать с одного транспортного средства на другое. Правилом является такая степень надежности упаковки, которая адекватна степени контроля предприятия над физической средой продукции. Таким образом, логистическая окружающая среда воздействует на принятие решений по поводу конструкции упаковки. Нередко в логистическом процессе возникают ситуации, чреватые повреждением продукции. Наиболее типичные повреждающие факторы:
- вибрация;
- чрезмерное давление;
- удар;
- прокол.
В процессе грузопереработки или транспортировки продукция порой испытывает все эти воздействия одновременно. Она может получить повреждение и в процессе хранения, например в случае обрушения штабеля упаковок.
Наиболее типичными методами защиты груза при транспортировке являются использование:
- строп;
- ремней;
- амортизирующих подкладок;
- плотной загрузки транспортного средства..
Правильные методы погрузки и крепления позволяют снизить требования к защитным свойствам упаковки и в конечном счете — затраты на нее.
Как уже было сказано выше, надежность упаковки, в свою очередь, влияет на организацию логистической системы.
Природно-климатические внешние факторы. Эти потенциально опасные факторы внешней среды, такие, как температура, влажность, атмосферное давление и т.п., по большей части неподконтрольны менеджерам по логистике. Тем не менее конструкция защитной упаковки должна их учитывать.
Температура. Часто погрузка происходит при минусовой температуре и на снегу, на промежуточных терминалах груз мокнет под дождем, а в месте назначения попадает во влажную и жаркую атмосферу. В данном случае важно заранее установить, как поведет себя упакованная продукция под воздействием таких факторов внешней среды.
Экстремальные температуры плохо сказываются на сохранности многих продуктов. При повышенной температуре некоторые изделия плавятся, слипаются, вспучиваются, растрескиваются и обесцвечиваются, не говоря уже о том, что многие пищевые продукты просто портятся и приходят в полную негодность. Наоборот, на сильном морозе товары могут стать хрупкими, покрыться трещинами, испортиться совсем. Упаковка только в незначительной мере способна защитить груз от воздействия экстремальных температур. Например, замороженные продукты питания никакая упаковка сама по себе не сохранит в отсутствие холодильника. Впрочем, защитная упаковка все-таки должна обладать свойствами, защищающими от температурных воздействий в течение какого-то ограниченного времени.
Влажность. Кроме того, продукты страдают от воды и влажности. Во многих отношениях проблема влажности намного серьезнее, чем проблема крайних температур. Редкий продукт обладает устойчивостью к высокой влажности; как правило, воздействие воды и сырости ведет к растворению, расслоению, коррозии или возникновению раковин (в металлических изделиях). Чаще всего продукты «соприкасаются» с водой (попадают под дождь или снег) при загрузке или разгрузке транспортных средств. На этих участках логистического процесса упаковка зачастую является единственной защитой продукта. При этом порой сами продукты остаются неповрежденными, зато упаковка теряет вид и маркировка приходит в негодность.
Другие факторы. Помимо основных вышеперечисленных имеется еще ряд внешних повреждающих факторов. Например, в результате длительного соприкосновения с химически агрессивной, ядовитой или опасной средой продукция может пропитаться посторонними запахами, приобрести неприятный вкус и т.п. Некоторые продукты нуждаются в тщательной защите от грызунов и насекомых или от долгого пребывания на свету и на открытом воздухе.
Эффективность упаковки в грузопереработке
Влияние упаковки на эффективность и производительность логистической деятельности определяет ее полезность. От технологичности упаковки зависит производительность всех логистических операций — от подборки заказов на складе и загрузки подвижного состава до коэффициента использования складских помещений и коэффициента использования грузоподъемности.
Производительность в логистике равна отношению результата логистической операции к исходным ресурсам. Большая часть прилагаемых усилий по повышению производительности логистики направлена на интенсификацию труда и снижение общесистемных затрат, этот результат может обеспечить и оптимизация упаковки. Почти во всех случаях логистическая производительность может быть измерена числом упаковок — в течение часа отобранных на складе для комплектования заказа, загруженных в транспортное средство, и т.п. Эффективность упаковки в грузопереработке зависит от:
- характеристик продукта;
- свойств укрупненной грузовой единицы;
- информационных характеристик самой упаковки.
Рассмотрим эти факторы более подробно.
Характеристики продукта.
Повышению производительности логистических операций способствует такая упаковка продукта, которая обеспечивает определенную конфигурацию и стандартный размер заказа. Цели улучшения использования площади склада или грузовместимости транспортного средства способствует уменьшение габаритов упаковки. Данные цели могут достигаться, например, за счет транспортировки и хранения продукта в концентрированном виде либо в разобранном виде. В большинстве случаев нужду в амортизирующих материалах (например, пенопласта) можно свести к минимуму простым уменьшением типоразмера картонной тары.
Свойства укрупненной грузовой единицы. Некоторые эксперты полагают, что будущее индустрии упаковки именно за увеличением компактности тары, и предсказывают дальнейшее сокращение объема перевозимых грузов в целом на 50%, что позволит вдвое повысить эффективность транспортировки.
|