Главная Проблема выбора видов транспорта. Роль тары при перевозке грузов
В Украине запрещены ночные автобусные перевозки
15 ноября вступил в силу совместный приказ МВД и Минтранса от 19 октября 2010 номер 765/504, запрещающий перевозку пассажиров
Медведев:
Об этом глава государства заявил на пресс-конференции в Сколково Один из заданных главе государства вопросов касался
Mercedes-Benz Sprinter 311 CDI – самый популярный малотоннажник 2010 г
По результатам продаж малотоннажников Mercedes-Benz в России (2123 единиц) в 2010 г. на сегмент больших вэнов пришлось 78 %
Главное меню
Транспортная система России
Организация перевозок грузов
Международное транспортное право
Роль тары при перевозке грузов

Объективная необходимость комплексного подхода к выбору тары и упаковки в логистической цепи поставок

В настоящее время объективные условия экономического разви­тия предъявляют повышенные требования к эффективности управ­ления процессом движения товаров по логистической цепи. Как по­казывает практика, одним из слабых мест является упаковка товаров, принципы создания которой практически не изменились с начала преобразований в нашей стране и слабо отреагировали на изменение экономических условий в плане выбора тары, а следова­тельно, минимизации транспортных затрат. Изменение видов и ме­тодов упаковки в настоящий момент времени протекает большей частью в направлении удешевления упаковки для производителя и придания ей уникального вида, а не в направлении удешевления общей стоимости и удобства транспортировки. В данном разделе речь сначала будет идти о маркетинговых, логистических и эколо­гических свойствах упаковки, а затем — об упаковке в логистике как защитной оболочки продукции, носителя информации о про­дукции и иструмента грузопереработки. В связи с последней функ­цией рассмотрим перспективы контейнеризации и внедрения в практику логистики укрупненных грузовых единиц. Помимо этого будет также рассмотрена технология штрихового кодирования и идентификации упаковки.

Упаковка самым непосредственным образом оказывает влияние на норму затрат и производительность логистической системы. Са­мые очевидные элементы таких затрат имеют следующий вид:

  • затраты по приобретению упаковочных материалов;
  • затраты по корректировке автоматизированных или ручных работ по упаковке продукции;
  • затраты на переработку упаковочных материалов.

При этом не настолько очевидным является то, что затраты по приобретению упаковочных материалов несут одни предприятия, а затраты на переработку — другие, находящиеся, как правило, на противоположном конце логистического канала распределения. Именно поэтому воздействие эффективной и экономичной упа­ковки на производительность, во-первых, распределяется по всей логистической цепи и, во-вторых, в силу этого может быть не за­мечено.

В логистической системе системный подход к операциям упа­ковки продукции может приносить значительную экономию. Любая система централизованного логистического планирования, которая предназначена для осуществления контроля над общими затратами процесса распределения, должна учитывать все виды затрат в соот­ветствии с уровнем сервиса, в том числе и те, которые создаются операциями по упаковке продукции.

С данной целью необходимо рассмотреть:

  • взаимодействие функции упаковки со всеми остальными элементами логистической системы и ее роли на промыш­ленных и потребительских рынках;
  • базисные предназначения упаковки, такие, как защита про­дукции, передача информации и в конечном счете увеличение эффективности грузопереработки;
  • нетрадиционные и традиционные упаковочные материалы, современные технологии упаковки и сопутствующие им эко­логические проблемы;

Упаковка влияет на уровень затрат по всей логистической дея­тельности, поскольку:

  • управление запасами во многих отношениях определяется точностью идентификации груза, а маркировку несет на себе упаковка;
  • эффективность, точность и скорость комплектации заказа также зависят от надежности маркировки упаковок, их габа­ритов и формы, степени пригодности упаковки к грузопере-работке;
  • на стоимость грузопереработки самым непосредственным образом влияет возможность консолидации индивидуальных упаковок в укрупненную грузовую единицу;
  • стоимость хранения и транспортировки напрямую зависят от плотности и габаритов упаковки.

Наличие таких свойств упаковки, как прочность, удобство, ин­формационная насыщенность и соответствие экологическим стан- дартам повышает потребительские качества продукции и уровень логистического обслуживания.

Поскольку современные тенденции ведут к увеличению протя­женности и сложности логистических цепочек распределения, стра­тегически важным является возможность отложить процесс упаков­ки до выявления конечного потребителя.

Основные функции упаковки в логистике выглядят следующим образом:

  • функция защиты от повреждений;
  • функция обеспечения удобства транспортировки и грузопе­реработки;
  • информационная функция.

Потребительская и промышленная упаковка

Упаковка делится на два типа:

1) потребительская, выполняющая маркетинговые функции и обращенная к конечному потребителю товара;

2) промышленная, обеспечивающая удобство логистических операций.

Рассмотрим подробнее эти типы упаковок.

Потребительская упаковка. Чаще всего конструкция потре­бительской упаковки ориентируется на нужды производства и сбы­та, часто игнорируя требования логистики. Например, транспорти­ровка таких товаров, как полностью собранные мотоциклы, проводит к недостаточному использованию площади склада и вме­стимости транспортных средств вследствие своей низкой плотно­сти, в результате повышая затраты на хранение и транспортировку. Потребительская упаковка, как правило, разрабатывается в расчете на удобство потребителя, привлекательность для покупателей, эф­фективное использование торговых площадей и защиты товаров от повреждений. Идеальная потребительская упаковка, бросающаяся покупателям в глаза вследствие своих непривычных форм и габари­тов является наихудшей упаковкой для логистики по тем же причи­нам. Продуманная упаковка должна учитывать все требования логи­стики.

Промышленная упаковка. Для того чтобы увеличить эффек­тивность грузопереработки, готовую продукцию или ее отдельные компоненты объединяют в более крупные грузовые единицы, такие как коробки, мешки, бочки и т.д. Данные грузовые единицы назы­вают промышленной упаковкой. Группировка вместе нескольких промышленных упаковок представляет собой укрупненную грузовую единицу и служит для повышения эффективности и удобства грузо- переработки. Процесс создания таких укрупненных грузовых еди­ниц носит название контейнеризации.

Промышленная упаковка, а также укрупненная грузовая единица являются главными объектами грузопереработки в логистическом канале распределения. Прочность, размеры и масса вес промыш­ленной упаковки предопределяют требования к ее грузопереработке и транспортировке. В случае несоответствия упаковки требованиям производительности логистических операций падает эффективность всей логистической системы. Отсюда следует, что размеры про­мышленных упаковок не должны зависеть в первую очередь от по­требностей розничной торговли. Например, розничная упаковка пи­ва в жестяных банках представляет собой шесть банок пива, скрепленных в верхней своей части пластиком. Промышленная упа­ковка такого пива представляет собой двадцать четыре блока по шесть банок.

К разработке промышленной упаковки предъявляются следую­щие основные требования:

  • стандартизация;
  • ограничение числа типоразмеров.

Данные требования необходимы для поддержания высокой эф­фективности использования оборудования в процессе выполнения хранения и транспортировки.

Известно, что не так много предприятий способны обойтись стандартной промышленной упаковкой одного типоразмера. Большей части предприятий приходится тщательно следить за со­вместимостью типоразмеров промышленных упаковок. Один из подходов к унификации промышленных упаковок представлен на рис. 4.1.

Очевидно, что конструкцию упаковки невозможно подчинить только требованиям логистики. Идеальной формой упаковки явля­ется куб, но встречается такая упаковка чрезвычайно редко. В слу­чае разработки стандарта на промышленную упаковку необходимо стремиться к компромиссу между маркетинговыми, промышленны­ми, потребностями упаковки, конструкционными характеристиками самой продукции и требованиями логистики.

Очень важно, чтобы упаковка обладала достаточными — с уче­том физических нагрузок и других внешних воздействий — защит­ными свойствами. При этом нужно добиваться, чтобы конструкция и материал упаковки в сочетании обеспечивали желательный уро­вень сохранности продукции, избегая при этом чрезмерных расхо­дов на излишнюю защиту. В процессе разработки упаковки важным является оценка степени вероятных повреждающих воздействий и выработка такого сочетания материалов и конструкции, которое обеспечивает стойкость к этим воздействиям. Основные требования к разработке упаковки следующие:

  • в большинстве случаев абсолютно надежная упаковка обхо­дится чрезмерно дорого;
  • защитные свойства упаковки определяются сочетанием конструкции и материалов.

Разработанные варианты упаковки следует испытать и выбрать тот, который обеспечивает требуемый уровень защиты при мини­мальных издержках. Такие испытания можно провести в лаборато­рии либо в экспериментальных полевых условиях. В 1980-х годах процесс выбора материалов и конструкции упаковок стал более на­учным. Благодаря совершенствованию лабораторного оборудования и техники измерения лабораторные испытания стали самым надеж­ным методом оценки.

Появилось новое измерительное оборудование, способное опре­делить интенсивность и характер повреждающих воздействий в процессе транспортировки. Использование такого оборудования в выборочных перевозках уменьшает погрешность оценки, неизбеж­ную при испытаниях традиционным методом проб и ошибок. Для более точной оценки надежности упаковки можно прибегнуть к компьютерному моделированию типичных внешних воздействий на упаковку по мере ее продвижения по логистической цепочке. Суще­ствует также лабораторное оборудование, позволяющее установить, какой противоударный эффект оказывают разные (по конструкции и материалу) упаковки на продукты разной степени прочности. Защита продукции от повреждения

Главной целью промышленной упаковки является защита про­дукции от повреждений в процессе хранения и транспортировки. Для достижения этой цели необходимо подбирать упаковку, соот­ветствующую характеристикам продукта, и уметь найти правильное сочетание материала и конструкции упаковки. При этом решается вопрос о необходимой степени защиты продукции.

Как было уже указано выше, абсолютно надежная защита явля­ется чрезмерно дорогой. Здесь необходимо оптимально подобрать баланс между ценностью продукции и ценностью упаковки. Оче­видно, что чем дороже продукция, тем дороже должна быть и упа­ковка.

Надежность упаковки определяется теми факторами внешней среды, которым она подвергается в процессе хранения и транс­портировки. Для проверки стойкости упакованной продукции к повреждениям применяют вибростенды и другое оборудование испытания противоударных свойств. Далее, по результатам про­верки подбирают упаковку, способную в нужной степени отра­жать силовые воздействия в ходе хранения и транспортировки. В случае, если стоимость защитной упаковки оказывается чрезмер­но высокой, на том же оборудовании можно испытать другую конструкцию. В результате испытаний точно определяются нор­мативные требования к защитным свойствам упаковки. Рассмот­рим, от каких повреждающих факторов приходится защищать продукцию.

Окружающая среда. Окружающая среда продукта — это та ло­гистическая система, в которой он находится. При этом как логи­стическая система несет в себе угрозу повреждающего воздействия на продукт, так и сам продукт представляет определенную опас­ность для физического окружения.

В случае использования предприятием собственного транспорта доставка продуктов к месту назначения происходит в относительно контролируемых условиях. В случае же использования сторонних перевозчиков продукция попадает в неконтролируемую для пред­приятия среду. В данных обстоятельствах продукция может пройти через один или несколько терминалов, ее могут перегружать с одно­го транспортного средства на другое. Правилом является такая сте­пень надежности упаковки, которая адекватна степени контроля предприятия над физической средой продукции. Таким образом, ло­гистическая окружающая среда воздействует на принятие решений по поводу конструкции упаковки. Нередко в логистическом процессе возникают ситуации, чрева­тые повреждением продукции. Наиболее типичные повреждающие факторы:

  • вибрация;
  • чрезмерное давление;
  • удар;
  • прокол.

В процессе грузопереработки или транспортировки продукция порой испытывает все эти воздействия одновременно. Она может получить повреждение и в процессе хранения, например в случае обрушения штабеля упаковок.

Наиболее типичными методами защиты груза при транспорти­ровке являются использование:

  • строп;
  • ремней;
  • амортизирующих подкладок;
  • плотной загрузки транспортного средства..

Правильные методы погрузки и крепления позволяют снизить требования к защитным свойствам упаковки и в конечном счете — затраты на нее.

Как уже было сказано выше, надежность упаковки, в свою оче­редь, влияет на организацию логистической системы.

Природно-климатические внешние факторы. Эти потенци­ально опасные факторы внешней среды, такие, как температура, влажность, атмосферное давление и т.п., по большей части непод­контрольны менеджерам по логистике. Тем не менее конструкция защитной упаковки должна их учитывать.

Температура. Часто погрузка происходит при минусовой тем­пературе и на снегу, на промежуточных терминалах груз мокнет под дождем, а в месте назначения попадает во влажную и жаркую атмо­сферу. В данном случае важно заранее установить, как поведет себя упакованная продукция под воздействием таких факторов внешней среды.

Экстремальные температуры плохо сказываются на сохранности многих продуктов. При повышенной температуре некоторые изде­лия плавятся, слипаются, вспучиваются, растрескиваются и обес­цвечиваются, не говоря уже о том, что многие пищевые продукты просто портятся и приходят в полную негодность. Наоборот, на сильном морозе товары могут стать хрупкими, покрыться трещина­ми, испортиться совсем. Упаковка только в незначительной мере способна защитить груз от воздействия экстремальных температур. Например, замороженные продукты питания никакая упаковка сама по себе не сохранит в отсутствие холодильника. Впрочем, защитная упаковка все-таки должна обладать свойствами, защищающими от температурных воздействий в течение какого-то ограниченного времени.

Влажность. Кроме того, продукты страдают от воды и влажно­сти. Во многих отношениях проблема влажности намного серьезнее, чем проблема крайних температур. Редкий продукт обладает устой­чивостью к высокой влажности; как правило, воздействие воды и сырости ведет к растворению, расслоению, коррозии или возникно­вению раковин (в металлических изделиях). Чаще всего продукты «соприкасаются» с водой (попадают под дождь или снег) при за­грузке или разгрузке транспортных средств. На этих участках логи­стического процесса упаковка зачастую является единственной за­щитой продукта. При этом порой сами продукты остаются неповрежденными, зато упаковка теряет вид и маркировка приходит в негодность.

Другие факторы. Помимо основных вышеперечисленных име­ется еще ряд внешних повреждающих факторов. Например, в ре­зультате длительного соприкосновения с химически агрессивной, ядовитой или опасной средой продукция может пропитаться по­сторонними запахами, приобрести неприятный вкус и т.п. Некото­рые продукты нуждаются в тщательной защите от грызунов и на­секомых или от долгого пребывания на свету и на открытом воздухе.

Эффективность упаковки в грузопереработке

Влияние упаковки на эффективность и производительность ло­гистической деятельности определяет ее полезность. От техноло­гичности упаковки зависит производительность всех логистических операций — от подборки заказов на складе и загрузки подвижного состава до коэффициента использования складских помещений и коэффициента использования грузоподъемности.

Производительность в логистике равна отношению результата логистической операции к исходным ресурсам. Большая часть при­лагаемых усилий по повышению производительности логистики направлена на интенсификацию труда и снижение общесистемных затрат, этот результат может обеспечить и оптимизация упаковки. Почти во всех случаях логистическая производительность может быть измерена числом упаковок — в течение часа отобранных на складе для комплектования заказа, загруженных в транспортное средство, и т.п. Эффективность упаковки в грузопереработке зависит от:

  • характеристик продукта;
  • свойств укрупненной грузовой единицы;
  • информационных характеристик самой упаковки.

Рассмотрим эти факторы более подробно.

Характеристики продукта.

Повышению производительности логистических операций способствует такая упаковка продукта, ко­торая обеспечивает определенную конфигурацию и стандартный размер заказа. Цели улучшения использования площади склада или грузовместимости транспортного средства способствует уменьше­ние габаритов упаковки. Данные цели могут достигаться, например, за счет транспортировки и хранения продукта в концентрированном виде либо в разобранном виде. В большинстве случаев нужду в амортизирующих материалах (например, пенопласта) можно свести к минимуму простым уменьшением типоразмера картонной тары.

Свойства укрупненной грузовой единицы. Некоторые экспер­ты полагают, что будущее индустрии упаковки именно за увеличе­нием компактности тары, и предсказывают дальнейшее сокращение объема перевозимых грузов в целом на 50%, что позволит вдвое по­высить эффективность транспортировки.

 
     
© 2010 - 2016 transport-law.ru