Первые водные каналы были построены в XI в Китае. В 1807 г. по реке Гудзон поплыл первый пароход, автором которого был Фултон.
Особенности водного транспорта
Наличие естественных путей, не требующих больших затрат, использование силы течения воды определяет широкое использование водного транспорта.
Основные преимущества:
1) меньшее сопротивление движению на малых скоростях требует меньшего тягового усилия, чем на сухопутном транспорте. Мощность применяемого двигателя в 6-7 раз ниже.
2) нет габаритных ограничений
3) неограниченная пропускная способность по пути (пропускная способность снижается из-за плохих причалов портов)
4) незначительный расход топлива, т.к. движение между портами происходит по кратчайшему расстоянию
5) более низкая себестоимость перевозок в 2 раза ниже, чем на железнодорожном
6) производительность труда на морском транспорте выше в 5 раз, чем на железнодорожном.
Недостатки водного транспорта:
1) сравнительно невысокая скорость доставки
2) дорогие сооружения механизации порта, т.к. в результате сезонной работы механизмы простаивают
3) нерегулярность сообщения
4) извилистость речных путей, что удлиняет в 3-3,5 раза путь по сравнению с другими линиями.
Флот – голландское слово.
Прочность судна – корпус корабля должен держать удар волны, давление воды, давление грузов внутри, удары льда.
Остойчивость – способность корабля под действием внешних сил (ветер, волна, неравномерная нагрузка) возвращаться к нормальному состоянию.
Ходкость – способность преодолевать сопротивление движению от трения между его подводной поверхностью и водой.
Поворотливость – способность менять направление движения с помощью рулей в кратчайшее время при наименьшем радиусе поворота.
Наружная форма корабля характеризуется очертанием 3-х его плоскостей:
- вертикальной ("боковой чертеж")
- горизонтальной
- вертикально-поперечной (проекция, называемая миддалем судов).
Основные размеры судна называются размерением.
Плавучесть – способность корабля плавать с полным грузом с определенной осадкой корпуса до установленной горизонтальной плоскости – ватерлинии.
Tн¹Тк; Тк>Тн
Тк – кормовая осадка
Тн – носовая осадка
На крупных судах в 300 тыс. тонн Тос=30 м
Водоизмещение – вес с полным грузом в тоннах, численно равный весу воды, вытесняемой подводной частью судна.
, W – водоизмещение,
d - коэффициент полноты обводов (отношение объема подводной части судна к параметру, описанному вокруг подводной части). d=0,6-0,85
Один узел составляет 1,87 км
Различают чистое водоизмещение, т.е. без груза, пассажиров, воды и т.д.
Грузоподъемность , W0 – чистое водоизмещение
Грузоподъемность бывает:
1) полная или дедвейт
2) чистая или дедвейт карго
Грузоподъемность измеряется в м3.
|