В укрупненную группу технологий входят роудрейлеры и контрейлеры. В данном случае базовый критерий производит разделение по типу автотранспортных средств на стандартные и специализированные (требующие оснащения специальными устройствами для движения по железной дороге).
Роудрейлеры. Как уже было обозначено ранее, система перевозок данного типа основана на транспортировке автомобильных полуприцепов на железнодорожных тележках. При этом вагоны-платформы не используются. По типу железнодорожного подвижного состава возможны доставка полуприцепов на съёмных двухосных тележках и бимодальные перевозки.
Бимодальные перевозки. Основаны на использовании полуприцепов, оснащённых и автомобильными и железнодорожными колёсными парами. Для движения по автомобильным дорогам рельсовые колёсные пары поднимаются, а автомобильные —опускаются; по железной дороге — наоборот.
Съемные тележки. Отличительной особенностью технологии является наличие специального полуприцепа, оснащённого устройствами для установки на тележки, и имеющего усиленную раму. В остальном он мало отличается от стандартного.
Контрейлеры. По типам автотранспортных средств делятся на: полуприцепы и полные автопоезда (полуприцеп с седельным тягачом). Кроме того, все виды КП делятся на сопровождаемые и несопровождаемые. Хотя речь идет о всех видах, очевидно, что реально данное разделение касается лишь контрейлерных перевозок. К несопровождаемым относятся полуприцепы, к сопровождаемым — полные автопоезда. Следовательно, имеет место дублирование критериев. Последний из них, поскольку он не является составляющей базового критерия, исключается из классификации.
Полные автопоезда. Этот вид КП, как и все контрейлерные перевозки, обеспечивается специальным видом железнодорожного подвижного состава. Это объясняется следующим: согласно предельно допустимым нормам высота автопоездов и полуприцепов в порожнем состоянии не должна превышать 4 м. Это не позволяет перевозить их на универсальном подвижном составе, так как не соблюдается габарит погрузки. По типу железнодорожного подвижного состава такие перевозки разделяются на систему «Движущееся шоссе» и технологию с использованием специальных платформ со стационарной пониженной площадкой (карманом).
«Движущееся шоссе». При данном подвиде КП полностью укомплектованные автотранспортные средства (полные автопоезда) перевозятся на специализированных платформах, оснащённых нестандартными колёсными парами, диаметр которых менее стандартных. Это позволяет погруженному автопоезду вписаться в габарит погрузки.
Стационарная пониженная площадка (СПП). В этом случае платформа имеет усиленную раму и карман в полу, в котором размещаются автомобильные колёсные пары полуприцепа и тягача. Глубину кармана определяет габарит погрузки.
Полуприцепы. При контрейлерных перевозках полуприцепы не должны оснащаться дополнительным оборудованием для перегрузки, а также иметь какие-либо прочие особенности по отношению к стандартным. По типу подвижного состава этот вид КП разделяется на два подвида: с СПП и с МПП (мобильная пониженная площадка).
СПП (перевозки полуприцепов). Конструкция платформы аналогична той, что и при перевозке автопоездов, однако есть и одно отличие: потребная площадь СПП для полуприцепов значительно меньше, так как в кармане должны размещаться только задние автомобильные колёсные пары, что значительно сокращает потребную длину вагона.
МПП (перевозка полуприцепов). Отличительной особенностью данного типа платформ является наличие специального устройства, обеспечивающего подъём и опускание кармана. При верхнем положении площадки платформа принимает вид обычной универсальной платформы. Такая конструкция позволяет значительно сократить время на выполнение грузовых операций.
В рамках системы КП следует особо отметить роль контейнерных перевозок. Они выступают не только как самостоятельный вид технологии, но и в качестве стержневой основы всей системы. Не секрет, что все прочие технологии чрезвычайно зависимы от многих объективных и субъективных факторов, поскольку они являются, по сути, специализированными. Поэтому большинство типов подвижного состава приспособлено для перевозки контейнеров (исключением являются лишь роудрейлеры). Данное решение позволяет за счет совместной загрузки кольцевых маршрутов базовыми транспортными средствами и контейнерами обеспечить загрузку в одном из направлений (в тех случаях, когда имеется большой процент порожнего пробега вагонов) или в обоих направлениях (в случае сезонного падения объёмов перевозок). Это обеспечивает экономическую эффективность КП.
Преимущества
1. Большая маневренность и подвижность.
Сбор и доставка грузов могут быть выполнены во все пункты, куда может доехать автомобиль.
2. Высокая скорость доставки грузов.
3. Срочность, регулярность и точность доставки. Время сборов и доставки грузов может быть назначено
точно. Это важно, когда для погрузки и выгрузки привлекают рабочую силу и особенно когда прибытие груза синхронизировано с потребностями производства, строительных работ и клиентуры.
4. Доставка продукции без промежуточных перегрузок.
Более того, имеется возможность осуществления доставок непосредственно со складов отправителей на склады получателей.
5. Тара и упаковка.
Часто тара и упаковка требуются в меньших объемах или даже не требуются вовсе, что выгодно по сравнению с перевозкой другими видами транспорта.
6. Небольшие капитальные вложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния.
Недостатки
1. Срочность разгрузки.
Автомобили должны быть разгружены срочно, иначе автомобиль и водитель будут простаивать. 2. Высокая стоимость.
Стоимость использования автомобиля, как правило, оплачивается независимо от объема загрузки по максимальной грузоподъемности, без учета веса и качества перевозимых грузов.
3. Ошибочность доставки.
Если в одном автомобиле доставляется несколько отправок разным покупателям, то возможны ошибки в доставке грузов.
4. Хищения.
Грузы в автомобилях подвержены хищениям, а сами автомобили могут быть угнаны, если их оставлять без присмотра.
5. Малая грузоподъемность по сравнению с другими видами транспорта.
Это важно при осуществлении доставок, связанных с большими объемами грузов.
6. Не везде дорожная сеть и ее отдельные участки имеют удовлетворительное состояние.
|