Возмещение затрат на погрузку и выгрузку может возлагаться на одного из участников перевозки или распределяться между ними в определенной пропорции. В отношении ситуаций последнего типа в торговом мореплавании выработано ряд стандартных условий, которые определяют порядок распределения стоимости грузовых работ между участниками договора перевозки. Ниже дан краткий обзор некоторых из них.
1. Гросс-термз. Это условие фрахтования, по которому все расходы на оплату погрузочно-разгрузочных работ учитываются во фрахтовой ставке и их несет судовладелец. При этом предусматривается, что фрахтователь обязан подавать груз к борту судна или отвозить груз от борта судна с такой скоростью, с какой судно может выдавать или принимать его. Таким образом, по этому условию фрахтователь, не неся расходов на оплату грузовых работ, несет ответственность за их интенсивность.
Одной из разновидностей условий гросс-термз, применяемой в трамповом судоходстве, являются так называемые линейные условия, к которым обычно прибегают при перевозке массовых грузов.
Линейные условия трактуются как обязанность перевозчика обеспечить приемку и сдачу груза на припортовом складе с оплатой его доставки со склада в трюмы и из трюмов судна на склад. В соответствии с этими условиями фрахтователь освобождается не только от расходов по грузовым операциям, но и от ответственности за их продолжительность (но не интенсивность).
По отношению к линейному судоходству линейные условия могут иметь и другое содержание, которое определяется в зависимости от объема услуг, оказываемых грузовладельцем своим заказчикам.
В большинстве случаев содержание этого понятия и вытекающие из него обязанности перевозчика определяются стандартными условиями коносаментов, публикуемыми обычно на их оборотной стороне.
Еще одной разновидностью условий гросс-термз является, так называемое, условие су-палан. Оно применяется редко и в основном при перевозках, связанных со средиземноморскими портами Италии и Франции.
В соответствии с этим условием грузоотправитель обязан подать груз к борту судна в пределах досягаемости судовых грузовых средств. Дальнейшая забота о грузе, его погрузке и укладке в трюме или на палубе возлагается на перевозчика. При выгрузке перевозчик обязан выгрузить груз из трюма или с палубы, переместить его через поручни и опустить вертикально над причалом или лихтером.
После этого груз поступает в распоряжение грузополучателя, который принимает на себя дальнейшую ответственность за груз, заканчивает процесс выгрузки, выполняя необходимые для этого операции, и несет все связанные с этим расходы.
2. Свободен от выгрузки. Это условие, в соответствии с которым судовладелец, а не получатель освобождается от расходов по выгрузке груза. То же значение имеет иногда употребляемый термин "фри-аут".
3. ФОБ с укладкой. В отличие от предыдущего данный вид условий освобождает судовладельца от расходов по погрузке продукции. То же значение имеет используемый на практике термин "фри-ин".
4. ФИО. Это условие, в соответствии с которым судовладелец полностью освобождается от расходов по погрузке и выгрузке груза.
Если по условиям сделки судовладелец освобождается также от расходов по укладке или разравниванию груза, то применяется термин "фиос" или "фиот".
В заключение отметим, что для анализа ценообразования на морском транспорте рассчитывают фрахтовые индексы цен. Это относительные показатели, предназначение которых заключается в отслеживании изменений уровня цен морских перевозок грузов по отношению к ценам какого-либо базисного периода или по отношению к фиксированным ставкам, принятым за 100%.
Фрахтовые индексы характеризуют уровень цен морских перевозок на данный момент и динамику их изменений за истекшие периоды.
Они используются для решения практических вопросов фрахтования судов, а также для оценки конъюнктуры фрахтового рынка и тенденций ее развития в будущем.
Индексы исчисляются на основе фактических фрахтовых ставок трампового судоходства и тарифных ставок линейного судоходства.
С позиций макрологического транспортного уровня (макрологичтический) глобального уровня рынок продукции транспорта линейного и трампового судоходства образует фрахтовый рынок. Международный характер торгового мореплавания, с одной стороны, и широкое международное разделение труда, с другой, привели к объединению ранее существующих изолированных друг от друга местных фрахтовых рынков в мировой фрахтовый рынок.
В то же время мировой фрахтовый рынок имеет неоднородную структуру. Он делится на:
1. Тоннажные рынки.
Попутно отметим, что они по признаку специализации судов подразделяются на:
- сухогрузный;
- трамповый и линейный;
- танкерный;
- газовозный и т. д.
2. Географические секции.
Они представлены районами зарождения и поглощения грузовых потоков. Тоннажные рынки и географические секции связаны между собой многочисленными зависимостями и оказывают влияние друг на друга. В условиях открытого фрахтового рынка цена морской перевозки приобретает характер мировой цены, свободно складывающейся под влиянием соотношения спроса и предложения тоннажа.
Следует отметить, что наряду с открытым фрахтовым рынком существуют так называемые закрытые фрахтовые рынки, которые, по своей сути, представляют собой сферы деятельности определенных групп тоннажа. Они ограждаются от открытого рынка ограничительной структурой, протекционистскими актами и т. д. Например, некоторые крупные торгово-промышленные фирмы создают собственные флоты с целью бесперебойной перевозки собственных грузов и обеспечения своей независимости от общего фрахтового рынка.
Страница 2 из 2
|