Этот элемент транспортной логистики в организации продвижения материальных (грузовых) потоков имеет не меньшее значение, чем другие. Использование различной тары обеспечивает сохранность перемещаемых грузов, а также повышает удобство транспортировки и выполнения различных логистических работ/операций по переработке грузов.
По физическим свойствам тара может быть:
♦ жесткой (ящики, бочки, бутылки);
♦ полужесткой (корзины, картонные ящики);
♦ мягкой (мешки, тюки, сетки...).
По технологическим свойствам тара бывает:
♦ неразборная;
♦ разборная;
♦ складная;
♦ разборно-складная.
По доступности к сохраняемой продукции тара подразделяется на:
♦ закрытую;
♦ открытую.
По степени закрытости тара подразделяется на:
♦ герметичную;
♦ негерметичную. Среди герметичной тары в свою очередь выделяют следующие виды:
♦ изотермическая (сохраняет заданную температуру в течение определенного времени);
♦ изобарическая (сохраняет заданное давление).
По функциональному назначению тара подразделяется на:
♦ транспортную и
♦ потребительскую.
По принадлежности и условиям использования тара классифицируется на:
1. Производственную.
Она предназначена для внутризаводских и/или межзаводских технологических и логистических операций.
2. Инвентарную.
Это оборотная тара, которая является собственностью конкретного предприятия и подлежит возврату ее владельцу.
3. Складскую.
Она предназначена для приемки, размещения, хранения и комплектации продукции на складе.
Наиболее часто используемыми материалами для тары являются: древесина, стекло, картон, пластмасса, ткани, металл.
По применимости различают тару:
♦ однократного применения;
♦ многократного применения.
Среди тарного хозяйства особо следует выделить тару-оборудование и контейнеры.
К таре-оборудованию можно отнести решетчатые стеллажи и поддоны различных типов.
Контейнер представляет собой предмет транспортного оборудования специальной конструкции, позволяющей осуществлять удобную перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта. В одном из последующих разделов будут раскрыты вопросы контейнеризации процесса перемещения грузов в настоящее время и в перспективе.
Многие промышленные и потребительские товары упаковывают для обеспечения сохранности товарного вида в пакеты, различного вида коробки и т. д.
В отличие от тары упаковка, как правило, является носителем информации: наименования товара и его изготовителя, штрихового кода, инструкции по эксплуатации, мани-пуляционных знаков, маркировки экологического характера, рекламы и пр.
Затраты на упаковку являются частью логистических издержек и могут составлять от долей процента до нескольких десятков процентов от себестоимости продукции.
К комплексным техническим устройствам и сооружениям транспорта относят: станции, депо, ремонтные заводы, мастерские, предприятия технического обслуживания и т. д.
Исходя из стратегии и текущих задач предприятия, осуществляется выбор транспорта для продвижения материальных потоков по логистическим цепям. При этом учитываются технико-экономические особенности различных видов транспорта, которые определяют области их рационального использования.
|