1. Тенденция распределения грузовых перевозок между различными видами транспорта.
Транспортное обеспечение к.д. включает ряд элементов или, иначе говоря, существенных составных частей. Важнейшие из них следующие:
1. Грузы, образующие соответствующие потоки.
2. Пути.
3. Терминал.
4. Подвижной состав.
5. Тяговые средства.
6. Участники транспортно-обеспечивающих процессов.
7. Тара и упаковка.
Рассмотрим их состав, структуру и функциональное назначение.
Грузы
Они являются предметом труда на транспорте.
Груз — это определенная продукция, а также различное имущество физических и юридических лиц, которое принято к перевозке транспортом общего пользования или иным перевозчиком.
Грузы образуют материальные потоки на транспорте — грузовые потоки. Номенклатура грузов очень велика и насчитывает десятки тысяч наименований. Совокупность свойств грузов определяет его транспортабельность, условия перевозки, перевалки и хранения. Данная совокупность называется транспортной характеристикой груза, а в логистике — характеристикой грузового потока.
Характеристика грузового потока включает: режим хранения, способ упаковки, перевалки, перевозки, физико-химические свойства, габариты, массу, форму предъявления к перемещению и т. д. Перечисленные характеристики определяют способы транспортировки грузов, погрузочно-разгрузочные технологии, типы и виды транспортных средств, меры техники безопасности и пожарной безопасности.
Среди важнейших физико-химических свойств грузов следует выделить: гигроскопичность, распыляемость, смерзаемость, токсичность, спекаемость, способность к самовозгоранию, окислению, к радиационному воздействию.
С учетом особенностей грузов создаются соответствующие погрузочно-разгрузочные и транспортировочные устройства (цистерны, транспортеры, грейферы и др.).
Попутно отметим, что в процессе продвижения грузовых потоков и в местах их трансформации возникает необходимость контроля состояния не только самих грузов, но и соответствующей тары. Данный контроль осуществляется следующими методами:
- Органолептическим (контроль посредством органов чувств).
- Натурным (с использованием простых приборов — термометров, весов, угломеров).
- Лабораторным (анализ груза в специальных условиях с использованием реактивов, специальных приборов).
- Комплексным, включающим все элементы перечисленных методов.
По физическому состоянию грузы имеют свою довольно сложную классификацию, которая подразделяет их по различным признакам. Наиболее удобной является структуризация грузов, в которой выделяются следующие группы:
1. Тарно-штучные.
Они принимаются от грузоотправителя и выдаются грузополучателю по количеству мест или штук, указанных в перевозочных документах, или по массе, обозначенной на самом грузе. Как правило, это промышленные и продовольственные товары в затаренном виде: в мешках, ящиках, бочках и т. п.; грузы в кипах и тюках; изделия в незатарен-ном виде или без упаковки.
2. Навалочные.
Грузы этого типа (грунт, песок, щебень, гравий, руда, уголь, силос и т. д.) перевозят и хранят навалом.
На железнодорожном транспорте навалочные грузы перевозятся без счета мест вагонными отправками.
На автомобильном транспорте эти грузы занимают наибольший удельный вес.
3. Порошкообразные.
Это материалы с размером частиц 0,05-0,5 мм (цемент, апатитовый концентрат, фосфатная, известковая и доломитовая мука, мука из зерна и т. д.). Часто данные грузы называют пылевидными материалами. Для транспортировки порошкообразных грузов применяют специализированные транспортные средства (цементовозы, муковозы...), а для хранения — крытые склады, элеваторы.
4. Наливные.
Это бензин, керосин, дизельное топливо, молоко и пр. Такие грузы перевозят в вагонах-цистернах, бункерных полувагонах, специальных контейнерах.
5. Вяжущие грузы.
К ним относятся: раствор бетона, асфальтобитумная масса и др.
6. Опасные грузы.
Это особая группа, к которой относят вещества и предметы, которые при транспортировке могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждений транспортных средств, складов, а также гибели, увечья, отравления, облучения или заболевания людей и животных.
Опасные грузы подразделяются на следующие классы:
1 — взрывчатые вещества;
2 — газы сжатые, сжиженные и растворимые под давлением;
3 — легковоспламеняющиеся жидкости;
4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества и вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой; 5 — окисляющие вещества и органические перекиси;
6 — ядовитые (токсичные) вещества;
7 — радиоактивные и инфекционные вещества;
8 — едкие и коррозийные вещества;
9 — прочие опасные вещества.
В перевозочных документах грузоотправитель и перевозчик обязаны поставить штемпеля красного цвета, определяющие характер опасности: "Легко воспламеняется", "Загорается от воды", "Дает воспламеняющиеся смеси" и др.
На каждое грузовое место грузоотправитель кроме маркировки обязан нанести наименование груза и знак опасности.
Правилами перевозок предусматривается также сопровождение отдельных видов опасных грузов проводниками — представителями грузоотправителя или грузополучателя.
Каждая конкретная партия опасных грузов предъявляется к перевозке только теми видами отправок, которые предусмотрены действующими правилами. Возможность совместной перевозки в одном транспортном средстве опасных грузов разных классов и совместной перевозки опасных грузов с неопасными определяется по таблицам совместимости, помещенным в правилах перевозок.
На отдельных видах транспорта в зависимости от коэффициента использования грузоподъемности подвижного состава грузы подразделяют на классы
Класс груза зависит от его объемной массы (т/м3) и способа упаковки (в контейнерах, бочках, ящиках, навалом...). Класс груза наряду с расстоянием перевозки и др. факторами учитывается при определении провозной платы. На водном транспорте грузы подразделяются на:
- генеральные;
- навалочные;
- наливные.
Генеральные грузы — это продукция, перевозимая в упакованном и неупакованном виде, поштучно или укрупненными грузовыми местами (например, металлопродукция, железобетонные изделия, контейнеры, лесоматериалы и т. д.).
Отдельно выделяют понятие негабаритный груз. Оно относится к грузам, размеры которого не соответствуют габаритам железнодорожного подвижного состава, проему грузового люка судна, загрузочного люка самолета и его грузовых отсеков и т. д. Такой груз может повредить путевые сооружения или создать аварийную обстановку в процессе перевозки (например, буровое оборудование, комбайны, элементы уникальных строительных конструкций и т. д.).
На железнодорожном транспорте негабаритным считается груз, который при перевозке на открытом подвижном составе превышает габариты погрузки, т. е. предельное поперечное очертание, перпендикулярное оси пути, в котором должен помещаться груз с упаковкой и креплением. При этом подразумевается, что поезд находится на прямом горизонтальном пути, а продольные оси пути и подвижного состава в вертикальной плоскости должны совпадать.
По размерам выхода груза за габариты погрузки установлены:
- для нижней габаритности — 6 степеней;
- для боковой габаритности — 6 степеней;
- для верхней габаритности — 3 степени.
Как уже отмечалось, в логистике большое значение придается автоматизации и компьютеризации логистических процессов. В связи с этим, чтобы обеспечить единый подход к управлению грузами, во всех транспортных системах необходима единая для всех обобщающая классификация. Такая классификация существует и называется "Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов" (ЕТСНГ). Этобазисная номенклатура грузов для всех видов транспорта общего пользования. Она обеспечивает увязку автоматизированных систем обработки данных о продвижении грузовых потоков и взаимодействии перевозчиков с грузоотправителями и грузополучателями при определении провозных платежей.
ЕТСНГ построена по производственно-отраслевому принципу — грузы, имеющие примерно одинаковое назначение в производстве и потреблении, объединены в соответствующие разделы и тарифные группы.
Всего в ЕТСНГ насчитывается 11 разделов и 69 групп. В группы 1-7 входит продукция сельского хозяйства, в группы 8~69 — продукция промышленности.
Тарифные группы в данной единой номенклатуре подразделяются на тарифные позиции. Всего их насчитывается 247. В одну тарифную позицию входят грузы, к которым применяется одинаковый тариф. Каждой позиции соответствует пятизначный код, который служит ориентиром для определения тарифа, автоматизации таксировки и учета.
При формировании грузопотоков очень важно определить массу грузов. Для этого используются различные способы: прямое взвешивание, счет грузовых мест, обмер штабелей, а на водном транспорте — и по осадке судна.
Массу наливных грузов (например, нефтепродуктов) определяют расчетным путем. Например, масса продукта, налитого в цистерну (м3, т), рассчитывается по формуле:
М = V d,
где V — объем налитого нефтепродукта (м3); d — плотность нефтепродукта (т/м3).
Масса навалочных и насыпных грузов определяется путем обмера их в штабелях или счета замеренной вместимости грейферов и ковшей.
3) Форма треугольника и трапеции
М = Vy,
где V — объем штабеля (м3)
При этом объем штабеля в форме треугольника определяется следующим образом:
V = H 2 ( L - Н),
а трапеции:
V = Н - ( L - Н) (В- Н),
где Н — высота штабеля (м);
L — длина штабеля (м);
В — ширина штабеля (м).
4) Вместимость штабеля круглого леса ( l к / м3) определяется по формуле:
l = V β,
где V — объем штабеля (м3);
β — коэффициент заполнения штабеля.
Массу грузов, находящихся на судне, можно определить по его осадке.
Пути
Путь представляет собой среду, в которой или по которой движется транспортное средство, выполняя свою функцию.
Существует три признака классификации путей: по видам, по принадлежности и по характеру транспортных средств.
По видам пути делятся на:
1. Естественные — моря, реки, воздушное пространство, пешеходные и вьючные тропы.
2. Искусственные — автомобильные и железные дороги, тоннели, монорельсовые и канатные дороги и др.
3. Улучшенные естественные пути — удаление порогов, укрепление берегов, углубление дна...
По принадлежности пути делятся на:
1. Пути общего пользования.
2. Частные пути, которые созданы частными лицами или отдельными предприятиями для собственных нужд. Например, автомобильные или железные дороги на территории предприятия.
3. Пути сообщения общего пользования, принадлежащие частным лицам. Некоторые искусственные или улучшенные естественные пути построены частными предприятиями для общего пользования. Попутно отметим, что возмещение капитальных вложений и текущих затрат, а также получение прибыли осуществляется владельцами двумя способами:
- посредством платы, основанной на степени использования, т. е. сбор за перевезенную тонну или пассажира;
- посредством пошлины, т. е. сбора, зависящего от числа прошедших транспортных единиц, независимо от степени использования.
По характеру транспортных средств пути делятся на:
1. Автомобильные дороги.
2. Железные дороги.
3. Речные пути.
4. Морские пути.
5. Воздушные пути.
6. Трубопроводные пути.
Автомобильные дороги. Они представляют собой специально оборудованные пути, приспособленные для движения автотранспорта. Автомобильные дороги подразделяются на:
- дороги общего пользования;
- ведомственные дороги;
- частные дороги.
В свою очередь ведомственные и частные дороги подразделяются на:
- подъездные;
- технологические;
- патрульные.
Из числа дорог общего пользования выделяют магистральные дороги — те, которые соединяют два крупных административных центра. Их наименование включает, как правило, названия конечного и начального населенных пунктов, расположенных на ней.
В зависимости от расчетной интенсивности движения автомобильные дороги подразделяются на различные категории.
Важнейшей характеристикой автомобильных дорог является универсальность дорожной сети, которая обеспечивает доступность всех пунктов и создает связи между всеми другими видами транспорта.
Другие — специализированные пути сообщения начинаются и оканчиваются в определенных терминалах, автомобильные же дороги используются для связи этих терминалов на каждом следующем этапе продвижения материальных (пассажирских) потоков. Универсальность автодорожной сети является основным преимуществом этого вида путей сообщения. Оно обеспечивает возможность доставки "от двери до двери" большинства видов грузов.
Еще одним достоинством автомобильных путей является маневренность. Под этим понимается, что каждый автомобиль работает независимо от других автомобилей. Оста-новка одного не влияет на другие, которые объезжают остановившийся автомобиль или отклоняются на параллельные маршруты. Для выбора оптимальных маршрутов движения отдельных автомобилей можно применять ЭВМ. Препятствия — разливы рек, оползни и др. можно относительно легко преодолеть. Маневренность обеспечивает также возможность пропуска различных типов автомобилей.
К достоинствам автомобильных дорог относят также более высокую, по сравнению с другими видами путей сообщения, надежность, в основе которой лежит прочность их конструкций.
Железные дороги. Это совокупность рельсового пути, соответствующих сооружений, устройств, машин и оборудования, входящих в комплексное транспортное предприятие. Данная совокупность элементов предназначена для перемещения материальных и пассажирских потоков.
Обобщенно различают:
Железные дороги общего пользования (магистральные).
Железные дороги промышленного транспорта, которые делятся на:
- подъездные железные дороги;
- технологические железные дороги.
Если рассматриваются пассажирские потоки, то выделяют также:
Городские железные дороги, которые подразделяются на:
По ширине колеи железные дороги разделяют на 2 категории:
1. Ширококолейные железные дороги (в странах СНГ — 1520 мм, в других странах, в основном, — 1435 мм).
2. Узкоколейные железные дороги (1000 мм, 891 мм и некоторые др.).
Железные дороги относятся к неманевренным видам транспорта, что и является их главным недостатком. Любой перерыв движения на этом специализированном пути сообщения задерживает все следующие транспортные средства. Кроме того, в большинстве случаев железные дороги не могут обеспечить грузовые перевозки "от двери к двери" за исключением очень крупных промышленных предприятий.
Основными достоинствами современных железнодорожных систем являются их очень высокая провозная способность и значительная скорость продвижения потоков.
Следует отметить, что в последние годы проявляется тенденция уменьшения числа ж.-д. станций. "Медленные поезда" неэкономичны, поэтому для повышения эффективности эксплуатационной работы многие станции локального назначения ликвидируются. Концентрируя погрузку и выгрузку на меньшем числе крупных станций, железные дороги повышают экономичность крупномасштабных логистических операций и усиливают степень эксплуатации постоянных устройств.
По различным причинам железные дороги в большинстве стран обычно являются национализированными. Грузовладелец имеет ограниченные возможности контролировать продвижение своих материальных потоков. Он должен полагаться на управление железной дорогой в вопросах обеспечения рационального их продвижения. Понятие же о рациональности довольно субъективно и зависит от позиции каждого участника логистического процесса. Ограничение возможностей контролировать продвижение материальных (грузовых) потоков со стороны грузовладельца является существенным недостатком железнодорожного транспорта.
Страница 1 из 2
|