Главная Проблема выбора видов транспорта. Грузовые перевозки в транспортном обеспечении
В Украине запрещены ночные автобусные перевозки
15 ноября вступил в силу совместный приказ МВД и Минтранса от 19 октября 2010 номер 765/504, запрещающий перевозку пассажиров
Медведев:
Об этом глава государства заявил на пресс-конференции в Сколково Один из заданных главе государства вопросов касался
Mercedes-Benz Sprinter 311 CDI – самый популярный малотоннажник 2010 г
По результатам продаж малотоннажников Mercedes-Benz в России (2123 единиц) в 2010 г. на сегмент больших вэнов пришлось 78 %
Главное меню
Транспортная система России
Организация перевозок грузов
Международное транспортное право
Грузовые перевозки в транспортном обеспечении

1. Тенденция распределения грузовых перевозок между различными видами транспорта.

Транспортное обеспечение к.д. включает ряд элементов или, иначе говоря, существенных составных частей. Важнейшие из них следующие:

1. Грузы, образующие соответствующие потоки.

2. Пути.

3. Терминал.

4. Подвижной состав.

5. Тяговые средства.

6. Участники транспортно-обеспечивающих процессов.

7. Тара и упаковка.

Рассмотрим их состав, структуру и функциональное на­значение.

Грузы

Они являются предметом труда на транспорте.

Груз — это определенная продукция, а также различное имущество фи­зических и юридических лиц, которое принято к перевозке транспортом общего пользования или иным перевозчиком.

Грузы образуют материальные потоки на транспорте — грузовые потоки. Номенклатура грузов очень велика и на­считывает десятки тысяч наименований. Совокупность свойств грузов определяет его транспортабельность, условия пере­возки, перевалки и хранения. Данная совокупность называ­ется транспортной характеристикой груза, а в логисти­ке — характеристикой грузового потока.

Характеристика грузового потока включает: режим хранения, способ упаковки, перевалки, перевозки, физико-химические свойства, габариты, массу, форму предъявле­ния к перемещению и т. д. Перечисленные характеристики определяют способы транспортировки грузов, погрузочно-разгрузочные техноло­гии, типы и виды транспортных средств, меры техники бе­зопасности и пожарной безопасности.

Среди важнейших физико-химических свойств грузов следует выделить: гигроскопичность, распыляемость, смерзаемость, токсичность, спекаемость, способность к самовоз­горанию, окислению, к радиационному воздействию.

С учетом особенностей грузов создаются соответствующие погрузочно-разгрузочные и транспортировочные устройства (цистерны, транспортеры, грейферы и др.).

Попутно отметим, что в процессе продвижения грузовых потоков и в местах их трансформации возникает необходи­мость контроля состояния не только самих грузов, но и со­ответствующей тары. Данный контроль осуществляется сле­дующими методами:

  • Органолептическим (контроль посредством органов чувств).
  • Натурным (с использованием простых приборов — тер­мометров, весов, угломеров).
  • Лабораторным (анализ груза в специальных условиях с использованием реактивов, специальных приборов).
  • Комплексным, включающим все элементы перечислен­ных методов.

По физическому состоянию грузы имеют свою довольно сложную классификацию, которая подразделяет их по раз­личным признакам. Наиболее удобной является структури­зация грузов, в которой выделяются следующие группы:

1. Тарно-штучные.

Они принимаются от грузоотправителя и выдаются грузо­получателю по количеству мест или штук, указанных в пе­ревозочных документах, или по массе, обозначенной на са­мом грузе. Как правило, это промышленные и продоволь­ственные товары в затаренном виде: в мешках, ящиках, бочках и т. п.; грузы в кипах и тюках; изделия в незатарен-ном виде или без упаковки.

2. Навалочные.

Грузы этого типа (грунт, песок, щебень, гравий, руда, уголь, силос и т. д.) перевозят и хранят навалом.

На железнодорожном транспорте навалочные грузы пе­ревозятся без счета мест вагонными отправками.

На автомобильном транспорте эти грузы занимают наи­больший удельный вес.

3. Порошкообразные.

Это материалы с размером частиц 0,05-0,5 мм (цемент, апатитовый концентрат, фосфатная, известковая и доломи­товая мука, мука из зерна и т. д.). Часто данные грузы назы­вают пылевидными материалами. Для транспортировки по­рошкообразных грузов применяют специализированные транспортные средства (цементовозы, муковозы...), а для хранения — крытые склады, элеваторы.

4. Наливные.

Это бензин, керосин, дизельное топливо, молоко и пр. Такие грузы перевозят в вагонах-цистернах, бункерных по­лувагонах, специальных контейнерах.

5. Вяжущие грузы.

К ним относятся: раствор бетона, асфальтобитумная мас­са и др.

6. Опасные грузы.

Это особая группа, к которой относят вещества и предме­ты, которые при транспортировке могут послужить причи­ной взрыва, пожара или повреждений транспортных средств, складов, а также гибели, увечья, отравления, облучения или заболевания людей и животных.

Опасные грузы подразделяются на следующие классы:

1 — взрывчатые вещества;

2 — газы сжатые, сжиженные и растворимые под давле­нием;

3 — легковоспламеняющиеся жидкости;

4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовоз­горающиеся вещества и вещества, выделяющие легковосп­ламеняющиеся газы при взаимодействии с водой; 5 — окисляющие вещества и органические перекиси;

6 — ядовитые (токсичные) вещества;

7 — радиоактивные и инфекционные вещества;

8 — едкие и коррозийные вещества;

9 — прочие опасные вещества.

В перевозочных документах грузоотправитель и перевоз­чик обязаны поставить штемпеля красного цвета, определя­ющие характер опасности: "Легко воспламеняется", "Заго­рается от воды", "Дает воспламеняющиеся смеси" и др.

На каждое грузовое место грузоотправитель кроме марки­ровки обязан нанести наименование груза и знак опасности.

Правилами перевозок предусматривается также сопровож­дение отдельных видов опасных грузов проводниками — пред­ставителями грузоотправителя или грузополучателя.

Каждая конкретная партия опасных грузов предъявляет­ся к перевозке только теми видами отправок, которые пре­дусмотрены действующими правилами. Возможность совмест­ной перевозки в одном транспортном средстве опасных гру­зов разных классов и совместной перевозки опасных грузов с неопасными определяется по таблицам совместимости, по­мещенным в правилах перевозок.

На отдельных видах транспорта в зависимости от коэф­фициента использования грузоподъемности подвижного со­става грузы подразделяют на классы

Класс груза зависит от его объемной массы (т/м3) и спосо­ба упаковки (в контейнерах, бочках, ящиках, навалом...). Класс груза наряду с расстоянием перевозки и др. факторами учи­тывается при определении провозной платы. На водном транспорте грузы подразделяются на:

  • генеральные;
  • навалочные;
  • наливные.

Генеральные грузы — это продукция, перевозимая в упакованном и неупакованном виде, поштучно или укруп­ненными грузовыми местами (например, металлопродукция, железобетонные изделия, контейнеры, лесоматериалы и т. д.).

Отдельно выделяют понятие негабаритный груз. Оно относится к грузам, размеры которого не соответствуют га­баритам железнодорожного подвижного состава, проему гру­зового люка судна, загрузочного люка самолета и его грузо­вых отсеков и т. д. Такой груз может повредить путевые со­оружения или создать аварийную обстановку в процессе перевозки (например, буровое оборудование, комбайны, эле­менты уникальных строительных конструкций и т. д.).

На железнодорожном транспорте негабаритным счита­ется груз, который при перевозке на открытом подвижном составе превышает габариты погрузки, т. е. предельное по­перечное очертание, перпендикулярное оси пути, в котором должен помещаться груз с упаковкой и креплением. При этом подразумевается, что поезд находится на прямом горизон­тальном пути, а продольные оси пути и подвижного состава в вертикальной плоскости должны совпадать.

По размерам выхода груза за габариты погрузки установ­лены:

  • для нижней габаритности — 6 степеней;
  • для боковой габаритности — 6 степеней;
  • для верхней габаритности — 3 степени.

Как уже отмечалось, в логистике большое значение при­дается автоматизации и компьютеризации логистических процессов. В связи с этим, чтобы обеспечить единый подход к управлению грузами, во всех транспортных системах не­обходима единая для всех обобщающая классификация. Та­кая классификация существует и называется "Единая та­рифно-статистическая номенклатура грузов" (ЕТСНГ). Этобазисная номенклатура грузов для всех видов транспорта общего пользования. Она обеспечивает увязку автоматизи­рованных систем обработки данных о продвижении грузо­вых потоков и взаимодействии перевозчиков с грузоотпра­вителями и грузополучателями при определении провозных платежей.

ЕТСНГ построена по производственно-отраслевому прин­ципу — грузы, имеющие примерно одинаковое назначение в производстве и потреблении, объединены в соответствую­щие разделы и тарифные группы.

Всего в ЕТСНГ насчитывается 11 разделов и 69 групп. В группы 1-7 входит продукция сельского хозяйства, в группы 8~69 — продукция промышленности.

Тарифные группы в данной единой номенклатуре под­разделяются на тарифные позиции. Всего их насчитывается 247. В одну тарифную позицию входят грузы, к которым при­меняется одинаковый тариф. Каждой позиции соответствует пятизначный код, который служит ориентиром для опреде­ления тарифа, автоматизации таксировки и учета.

При формировании грузопотоков очень важно определить массу грузов. Для этого используются различные способы: прямое взвешивание, счет грузовых мест, обмер штабелей, а на водном транспорте — и по осадке судна.

Массу наливных грузов (например, нефтепродуктов) оп­ределяют расчетным путем. Например, масса продукта, на­литого в цистерну (м3, т), рассчитывается по формуле:

М = V d,

где V — объем налитого нефтепродукта (м3); d — плотность нефтепродукта (т/м3).

Масса навалочных и насыпных грузов определяется пу­тем обмера их в штабелях или счета замеренной вместимос­ти грейферов и ковшей.


3) Форма треугольника и трапеции

М = Vy,

где V — объем штабеля (м3)

При этом объем штабеля в форме треугольника опреде­ляется следующим образом:

V = H 2 ( L - Н),

а трапеции:

V = Н - ( L - Н) (В- Н),

где Н — высота штабеля (м);

L — длина штабеля (м);

В — ширина штабеля (м).

 

4) Вместимость штабеля круглого леса ( l к / м3) определя­ется по формуле:

l = V β,

где V — объем штабеля (м3);

β — коэффициент заполнения штабеля.

Массу грузов, находящихся на судне, можно определить по его осадке.

Пути

Путь представляет собой среду, в которой или по кото­рой движется транспортное средство, выполняя свою функ­цию.

Существует три признака классификации путей: по ви­дам, по принадлежности и по характеру транспортных средств.

По видам пути делятся на:

1. Естественные — моря, реки, воздушное пространство, пешеходные и вьючные тропы.

2. Искусственные — автомобильные и железные дороги, тоннели, монорельсовые и канатные дороги и др.

3. Улучшенные естественные пути — удаление порогов, укрепление берегов, углубление дна...

По принадлежности пути делятся на:

1. Пути общего пользования.

2. Частные пути, которые созданы частными лицами или отдельными предприятиями для собственных нужд. Напри­мер, автомобильные или железные дороги на территории предприятия.

3. Пути сообщения общего пользования, принадлежащие частным лицам. Некоторые искусственные или улучшенные естественные пути построены частными предприятиями для общего пользования. Попутно отметим, что возмещение ка­питальных вложений и текущих затрат, а также получение прибыли осуществляется владельцами двумя способами:

  • посредством платы, основанной на степени использова­ния, т. е. сбор за перевезенную тонну или пассажира;
  • посредством пошлины, т. е. сбора, зависящего от числа прошедших транспортных единиц, независимо от степени использования.

По характеру транспортных средств пути делятся на:

1. Автомобильные дороги.

2. Железные дороги.

3. Речные пути.

4. Морские пути.

5. Воздушные пути.

6. Трубопроводные пути.

Автомобильные дороги. Они представляют собой специ­ально оборудованные пути, приспособленные для движения автотранспорта. Автомобильные дороги подразделяются на:

  • дороги общего пользования;
  • ведомственные дороги;
  • частные дороги.

В свою очередь ведомственные и частные дороги подраз­деляются на:

  • подъездные;
  • технологические;
  • патрульные.

Из числа дорог общего пользования выделяют магист­ральные дороги — те, которые соединяют два крупных ад­министративных центра. Их наименование включает, как правило, названия конечного и начального населенных пун­ктов, расположенных на ней.

В зависимости от расчетной интенсивности движения авто­мобильные дороги подразделяются на различные категории.

Важнейшей характеристикой автомобильных дорог явля­ется универсальность дорожной сети, которая обеспечивает доступность всех пунктов и создает связи между всеми дру­гими видами транспорта.

Другие — специализированные пути сообщения начина­ются и оканчиваются в определенных терминалах, автомо­бильные же дороги используются для связи этих термина­лов на каждом следующем этапе продвижения материаль­ных (пассажирских) потоков. Универсальность автодорожной сети является основным преимуществом этого вида путей сообщения. Оно обеспечивает возможность доставки "от две­ри до двери" большинства видов грузов.

Еще одним достоинством автомобильных путей являет­ся маневренность. Под этим понимается, что каждый авто­мобиль работает независимо от других автомобилей. Оста-новка одного не влияет на другие, которые объезжают оста­новившийся автомобиль или отклоняются на параллельные маршруты. Для выбора оптимальных маршрутов движения отдельных автомобилей можно применять ЭВМ. Препят­ствия — разливы рек, оползни и др. можно относительно легко преодолеть. Маневренность обеспечивает также воз­можность пропуска различных типов автомобилей.

К достоинствам автомобильных дорог относят также бо­лее высокую, по сравнению с другими видами путей сооб­щения, надежность, в основе которой лежит прочность их конструкций.

Железные дороги. Это совокупность рельсового пути, соответствующих сооружений, устройств, машин и оборудо­вания, входящих в комплексное транспортное предприятие. Данная совокупность элементов предназначена для переме­щения материальных и пассажирских потоков.

Обобщенно различают:

Железные дороги общего пользования (магистральные).

Железные дороги промышленного транспорта, которые делятся на:

  • подъездные железные дороги;
  • технологические железные дороги.

Если рассматриваются пассажирские потоки, то выделя­ют также:

Городские железные дороги, которые подразделяются на:

  • трамвай;
  • метрополитен.

По ширине колеи железные дороги разделяют на 2 кате­гории:

1. Ширококолейные железные дороги (в странах СНГ — 1520 мм, в других странах, в основном, — 1435 мм).

2. Узкоколейные железные дороги (1000 мм, 891 мм и не­которые др.).

Железные дороги относятся к неманевренным видам транс­порта, что и является их главным недостатком. Любой пе­рерыв движения на этом специализированном пути сообщения задерживает все следующие транспортные средства. Кроме того, в большинстве случаев железные дороги не могут обеспечить грузовые перевозки "от двери к двери" за исклю­чением очень крупных промышленных предприятий.

Основными достоинствами современных железнодорож­ных систем являются их очень высокая провозная способ­ность и значительная скорость продвижения потоков.

Следует отметить, что в последние годы проявляется тен­денция уменьшения числа ж.-д. станций. "Медленные поезда" неэкономичны, поэтому для повышения эффективности эксп­луатационной работы многие станции локального назначения ликвидируются. Концентрируя погрузку и выгрузку на мень­шем числе крупных станций, железные дороги повышают экономичность крупномасштабных логистических операций и усиливают степень эксплуатации постоянных устройств.

По различным причинам железные дороги в большинстве стран обычно являются национализированными. Грузовладе­лец имеет ограниченные возможности контролировать про­движение своих материальных потоков. Он должен полагать­ся на управление железной дорогой в вопросах обеспечения рационального их продвижения. Понятие же о рационально­сти довольно субъективно и зависит от позиции каждого участника логистического процесса. Ограничение возможно­стей контролировать продвижение материальных (грузовых) потоков со стороны грузовладельца является существенным недостатком железнодорожного транспорта.

Страница 1 из 2

«ПерваяПредыдущая12СледующаяПоследняя»
 
     
© 2010 - 2016 transport-law.ru