Главная Проблема выбора видов транспорта. продолжение Грузовые перевозки в транспортном обеспечении - продолжение
В Украине запрещены ночные автобусные перевозки
15 ноября вступил в силу совместный приказ МВД и Минтранса от 19 октября 2010 номер 765/504, запрещающий перевозку пассажиров
Медведев:
Об этом глава государства заявил на пресс-конференции в Сколково Один из заданных главе государства вопросов касался
Mercedes-Benz Sprinter 311 CDI – самый популярный малотоннажник 2010 г
По результатам продаж малотоннажников Mercedes-Benz в России (2123 единиц) в 2010 г. на сегмент больших вэнов пришлось 78 %
Главное меню
Транспортная система России
Организация перевозок грузов
Международное транспортное право
Грузовые перевозки в транспортном обеспечении - продолжение

Водные пути. В том числе:

Речные пути. К речным путям обычно относят улучшен­ные естественные или искусственные пути сообщения (ка­налы).

Достоинство речных путей заключается в способности транспортных средств перемещаться под воздействием не­большой удельной тяги. Это делает речной вид транспорта экономичным, но сравнительно с другими — тихоходным.

Сама вода не требует текущих эксплуатационных затрат, однако речные пути могут включать искусственные плоти-ны, шлюзы и другие устройства, которые требуют защиты и обслуживания.

Речные пути являются довольно маневренными. Кроме того, продвижение материальных потоков со стороны грузо­владельца легко контролируется.

Морские пути. Море является одним из лучших путей сообщения. Для связи континентов и стран между собой экс­плуатируется множество морских маршрутов. Масштабы мор­ских перевозок позволяют повысить скорость плавания по сравнению с внутренними водными путями. Морские суда в большинстве случаев значительно крупнее речных, так как используются для более массовых перевозок грузов.

Воздушные пути. Как и моря, воздушное пространство представляет собой пути сообщения, которые не требуют никакой искусственной подготовки и затрат на обслужива­ние. Оно даже более универсально, чем моря и океаны, по­скольку все части мира одинаково доступны.

Достоинство: кроме мест взлета и посадки воздушный транспорт совершенно независим от местности. Топографи­ческие препятствия любой страны по воздушным путям пре­одолеваются высоко в полете. Главным преимуществом воз­душных путей является обеспечение высокой скорости про­движения материальных потоков. Важно отметить, что воздушные пути являются очень маневренными. Помимо это­го, каждый рейс можно считать уникальным, так как он не похож и не влияет на другие рейсы.

Основным недостатком воздушных путей является их высокая зависимость от погодных условий.

Трубопроводные пути. Каждый образец данного вида путей сообщения также можно считать уникальным. Сис­тема трубопровода совмещает в себе непосредственно путь, транспортное средство и силовые установки (тяговые сред­ства).

Трубопроводные пути являются абсолютно искусствен­ными сооружениями. Их главный недостаток состоит в том, что они не обладают маневренностью, причем одновремен-но по двум показателям — по направлению перекачки и по назначению. Невозможно без большого труда и затрат из­менить направление продвижения материальных потоков, которые по различным причинам могут больше не требо­ваться в ранее обусловленном месте. По назначению трубо­проводы не обладают маневренностью в связи с тем, что но­менклатура перекачиваемых продуктов может варьировать­ся только в строго определенных пределах.

В связи с тем, что на трубопроводе много стыков и свар­ных швов, он подвержен протечкам. Кроме того, сложную проблему представляет коррозия металла, что обуславлива­ет большие затраты на поддержание трубопроводного пути в рабочем состоянии.

Достоинствами этих путей является обеспечение высо­кой скорости продвижения материальных потоков и незави­симость от природных явлений.

В нормальных условиях трубопровод является высокоэф­фективным средством надежной доставки грузов. Однако при пересечении нескольких стран он подвержен опасности пере­крытия по политическим и другим причинам.

Резюмируя краткое рассмотрение сущности данного эле­мента транспортной логистики, необходимо акцентировать внимание на том, что одним из основных показателей, ха­рактеризующих пути сообщения, является их пропускная способность.

Пропускная способность путей сообщения — это макси­мальное количество поездов, автомобилей, судов и т. д., ко­торое может быть пропущено в единицу времени по участ­ку, перегону, узлу, проливу, каналу и пр. при соответствую­щем уровне их технической вооруженности и способов организации продвижения материальных потоков.

Терминал

Терминал представляет собой комплекс устройств, рас­положенных в начальном, конечном, а также в промежуточ­ных пунктах транспортной сети. Терминалы обеспечиваютвзаимодействие различных видов транспорта в процессе про­движения материальных или пассажирских потоков. Они должны выполнять три основные функции:

1. Обеспечить доступ к подвижному составу, обращающе­муся на определенном пути сообщения.

2. Обеспечить легкую смену подвижного состава, работа­ющего на данном пути или с другими видами транспорта.

3. Облегчить процессы трансформации материальных (пас­сажирских) потоков.

Основные характеристики терминалов (наличие складских и перегрузочных площадей, виды и количество подъемно-транспортного оборудования и др., а также выбор месторас­положения терминалов определяются на основе технико-эко­номических исследований состояния и перспектив развития грузопотоков и пассажиропотоков.

По величине терминалы различаются: от простых придо­рожных автобусных остановок до крупных комплексов глав­ных портов. Последние могут рассматриваться как единый очень крупный терминал или специфическая композиция от­дельных терминалов, сгруппированных особым образом для обеспечения удобства, эффективности и экономичности вы­полнения различных логистических работ и операций.

Важно отметить, что терминал представляет собой пункт, где кончается одна транспортная сеть и начинается другая. В этой связи следует добавить, что большинство маршрутов продвижения материальных потоков обеспечивают смешан­ные перевозки, для чего возникает необходимость создания узловых трансформационных пунктов, в которых помимо различных изменений осуществляется и смена одних видов транспорта на другие.

Подвижной состав

Каждый вид транспорта должен иметь транспортные сред­ства, в которых перевозятся грузы и пассажиры. Конструк­ция этих транспортных средств должна удовлетворять тре­бованиям соответствующего вида транспорта. Таким образом, подвижной состав представляет собой часть транспортной системы, которая перевозит заранее обус­ловленные грузы или пассажиров.

Необходимо подчеркнуть, что эффективность какого-либо вида транспорта во многом зависит именно от подвижного состава, а точнее — от его гибкости и приспособляемости.

Существует множество различий подвижного состава, которые отражают специфику, связанную с путями сообще­ний, тяговыми средствами, терминалами, а также с харак­теристиками обслуживаемых потоковых процессов.

К подвижному составу железнодорожного транспорта относят вагоны, среди которых в первую очередь выделяют: грузовые и пассажирские.

Грузовые вагоны подразделяются на:

♦ Универсальные вагоны:

  • крытые вагоны;
  • полувагоны;
  • железнодорожные платформы;
  • железнодорожные цистерны.

♦ Специализированные вагоны:

  • цистерны для нефтепродуктов, цемента, кислот и т. д.;
  • саморазгружающиеся вагоны-рудовозы;
  • вагоны с боковым способом разгрузки для инертных материалов;
  • вагоны с боковым способом разгрузки затаренных грузов;
  • вагоны-хопперы;
  • теплоизолированные и рефрижераторные вагоны;
  • вагоны для перевозки автомобилей и т. д.

Обычно грузоподъемность вагонов находится в пределах 25-100 т.

Подвижной состав автомобильного транспорта состо­ит из автомобилей, тягачей, прицепов и полуприцепов.

Важно выделить следующую особенность — в автомоби­лях и тягачах подвижной состав и тяговое средство совме­щены. Подвижной состав различных видов автомобильного транс­порта отличается большим разнообразием. Так, например, непосредственно автомобили структурируются на классы, среди которых можно выделить: автофургоны, грузовые ав­томобили открытого типа, самосвалы, автоплатформы, ав­тоцистерны и т. д.

Не менее многочисленны по видовому составу прицепы и полуприцепы.

Подвижной состав морского транспорта является ос­новой того, что принято называть морским флотом.

В более конкретном представлении под морским флотом подразумевается совокупность судов, предназначенных для перевозки грузов (и/или пассажиров) по морским путям со­общения.

Морские суда — это дорогостоящие транспортные сред­ства менее стандартизированные, чем железнодорожные или автомобильные. Обычно их строят по индивидуальным про­ектам. При анализе и учете суда группируются по назначе­нию, характеру перевозок, способу передвижения, материа­лу корпуса, виду двигателя и некоторым другим признакам.

По назначению суда делятся подразделяются на:

  • транспортные;
  • специализированные;
  • технические;
  • служебно-вспомогательные.

К транспортным относятся суда, предназначенные для перевозки грузов (и/или пассажиров), и буксиры для букси­ровки транспортных судов.

К специализированным — контейнеровозы, лихтеровозы, паромы, ледоколы и т. д.

К техническим — дноуглубительные и дноочиститель­ные суда.

К служебно-вспомогательным — суда, предназначенные для обслуживания транспортного и технического флота.

По характеру перевозок суда подразделяются на:

  • пассажирские;
  • грузопассажирские;
  • грузовые (сухогрузные и наливные).

По материалу корпуса суда подразделяются на:

  • металлические;
  • деревянные;
  • композитные;
  • железобетонные.

По видам двигателя суда подразделяются на:

  • теплоходы;
  • дизель-электроходы;
  • суда с турбинными двигателями;
  • суда на воздушной подушке и др.

Подвижной состав речного транспорта образует реч­ной флот, который предназначен для перевозок по внутрен­ним водным путям или для выполнения путевых и подсобных работ, связанных с продвижением материальных (пассажир­ских) потоков.

Структуризация видов судов данной категории осуществ­ляется:

  • По назначению: транспортные, технические, вспомога­тельные.
  • По составу перевозок: грузовые (сухогрузные, налив­ные), грузопассажирские и пассажирские.
  • По способу движения: самоходные и несамоходные (пе­редвигающиеся при помощи других судов или береговых тя­говых средств).
  • По гидрометеорологическим районам плавания: суда плавания "река-море", суда озерного плавания с ограничен­ным выходом в море, суда рейдового плавания, суда для плавания на магистральных реках и больших протоках, суда облегченного типа для плавания по малым рекам и по верхо­вьям крупных рек.
  • По дальности перевозок и приписке: местные (приго­родные и внутригородские) и транзитные.
  • По материалу корпуса: металлические (сварные и кле­панные), деревянные, композитные и железобетонные. Речной флот является важнейшим элементом активной части основных фондов водного транспорта. В некоторых стра­нах его доля превышает 75% их стоимости.

Подвижным составом воздушного транспорта являют­ся самолеты, вертолеты, планеры.

Подвижной состав трубопроводного транспорта описан выше.

Резюмируя, следует отметить, что, как и в автомобиль­ном транспорте, подвижной состав и транспортное средство на морском, речном, воздушном и трубопроводном транспорте также совмещены.

Тяговые средства

Они приводят в движение используемый подвижной со­став железнодорожного, автомобильного, водного и воздуш­ного транспорта. Фактически каждая транспортная единица нуждается в тяговом средстве, выбор которого зависит от: прочности транспортного средства, требуемой скорости, на­личия топлива и других факторов.

Основные типы тяговых средств:

  • Паровой двигатель.
  • Электрогенератор (с параллельной и последовательной обмоткой).
  • Двигатель внутреннего сгорания, использующий бензин, дизельное топливо или сжиженный газ (пропан, бутан...).
  • Турбина.
  • Реактивный двигатель.

Перекачивание продуктов по трубопроводу осуществля­ется с помощью насосов, которые также относятся к тяго­вым средствам. Основными типами являются насосы с воз­вратно-поступательным ходом поршня, а также одно- или многоступенчатые центробежные насосы, приводимые в дей­ствие различными двигателями и турбинами.

Участники логистических процессов

Участники процессов физического продвижения матери­альных потоков на транспорте делятся на три укрупненные группы:

1. Грузоотправитель.

2. Грузополучатель.

3. Перевозчик.

Грузоотправитель — это физическое или юридическое лицо, действующее от своего имени и выполняющее опре­деленные обязанности, которые обусловлены договором пе­ревозки, в том числе предъявление надлежащим образом упакованного груза перевозчику или его агенту для доставки в место назначения и выдачи грузополучателю.

Грузополучатель — это физическое или юридическое лицо, правомочное принять в месте назначения доставлен­ный перевозчиком груз. Переадресовка и/или изменение гру­зополучателя (реконсигнация) производится в порядке, пре­дусмотренном уставами, правилами перевозок и другими нор­мативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта общего пользования.

Грузоотправители и грузополучатели одновременно могут генерировать одни материальные потоки и принимать другие.

Группы грузополучателей и грузоотправителей чаще все­го связывает третья группа — перевозчиков.

Перевозчик — это юридическое или физическое лицо, ис­пользующее собственные или взятые в аренду транспортные средства для транспортировки грузов, пассажиров и прочее.

Перевозчики действуют на основании соответствующих нормативных документов и, как правило, имеют на обуслов­ленную деятельность соответствующее разрешение.

Услуги определенного перевозчика предоставляются на основании договора перевозки или на других условиях, кото­рые предусматривают права, обязанности и ответственность сторон. Прибыль перевозчика образуется как часть дохода от реализации продукции транспорта.

В большинстве стран в состав перевозчиков принято включать:

  • Транспортные фирмы универсальной транспортной ори­ентации, которые принимают различные грузы от всех гру­зоотправителей по твердым тарифам.
  • Специализированные транспортные предприятия, осу­ществляющие перевозки грузов определенного вида и/или на определенной территории.
  • Иные юридические или физические лица при наличии у них специальных разрешений.

Деятельность последней группы перевозчиков регулиру­ется законодательством только в вопросах безопасности пе­ревозки и страхования (применение твердых тарифов в их деятельности не предусмотрено).

При выборе перевозчика могут использоваться различ­ные критерии, важнейшим из которых является качество обслуживания и цена.

Страница 2 из 2

«ПерваяПредыдущая12СледующаяПоследняя»
 
     
© 2010 - 2020 transport-law.ru