Водные пути. В том числе:
Речные пути. К речным путям обычно относят улучшенные естественные или искусственные пути сообщения (каналы).
Достоинство речных путей заключается в способности транспортных средств перемещаться под воздействием небольшой удельной тяги. Это делает речной вид транспорта экономичным, но сравнительно с другими — тихоходным.
Сама вода не требует текущих эксплуатационных затрат, однако речные пути могут включать искусственные плоти-ны, шлюзы и другие устройства, которые требуют защиты и обслуживания.
Речные пути являются довольно маневренными. Кроме того, продвижение материальных потоков со стороны грузовладельца легко контролируется.
Морские пути. Море является одним из лучших путей сообщения. Для связи континентов и стран между собой эксплуатируется множество морских маршрутов. Масштабы морских перевозок позволяют повысить скорость плавания по сравнению с внутренними водными путями. Морские суда в большинстве случаев значительно крупнее речных, так как используются для более массовых перевозок грузов.
Воздушные пути. Как и моря, воздушное пространство представляет собой пути сообщения, которые не требуют никакой искусственной подготовки и затрат на обслуживание. Оно даже более универсально, чем моря и океаны, поскольку все части мира одинаково доступны.
Достоинство: кроме мест взлета и посадки воздушный транспорт совершенно независим от местности. Топографические препятствия любой страны по воздушным путям преодолеваются высоко в полете. Главным преимуществом воздушных путей является обеспечение высокой скорости продвижения материальных потоков. Важно отметить, что воздушные пути являются очень маневренными. Помимо этого, каждый рейс можно считать уникальным, так как он не похож и не влияет на другие рейсы.
Основным недостатком воздушных путей является их высокая зависимость от погодных условий.
Трубопроводные пути. Каждый образец данного вида путей сообщения также можно считать уникальным. Система трубопровода совмещает в себе непосредственно путь, транспортное средство и силовые установки (тяговые средства).
Трубопроводные пути являются абсолютно искусственными сооружениями. Их главный недостаток состоит в том, что они не обладают маневренностью, причем одновремен-но по двум показателям — по направлению перекачки и по назначению. Невозможно без большого труда и затрат изменить направление продвижения материальных потоков, которые по различным причинам могут больше не требоваться в ранее обусловленном месте. По назначению трубопроводы не обладают маневренностью в связи с тем, что номенклатура перекачиваемых продуктов может варьироваться только в строго определенных пределах.
В связи с тем, что на трубопроводе много стыков и сварных швов, он подвержен протечкам. Кроме того, сложную проблему представляет коррозия металла, что обуславливает большие затраты на поддержание трубопроводного пути в рабочем состоянии.
Достоинствами этих путей является обеспечение высокой скорости продвижения материальных потоков и независимость от природных явлений.
В нормальных условиях трубопровод является высокоэффективным средством надежной доставки грузов. Однако при пересечении нескольких стран он подвержен опасности перекрытия по политическим и другим причинам.
Резюмируя краткое рассмотрение сущности данного элемента транспортной логистики, необходимо акцентировать внимание на том, что одним из основных показателей, характеризующих пути сообщения, является их пропускная способность.
Пропускная способность путей сообщения — это максимальное количество поездов, автомобилей, судов и т. д., которое может быть пропущено в единицу времени по участку, перегону, узлу, проливу, каналу и пр. при соответствующем уровне их технической вооруженности и способов организации продвижения материальных потоков.
Терминал
Терминал представляет собой комплекс устройств, расположенных в начальном, конечном, а также в промежуточных пунктах транспортной сети. Терминалы обеспечиваютвзаимодействие различных видов транспорта в процессе продвижения материальных или пассажирских потоков. Они должны выполнять три основные функции:
1. Обеспечить доступ к подвижному составу, обращающемуся на определенном пути сообщения.
2. Обеспечить легкую смену подвижного состава, работающего на данном пути или с другими видами транспорта.
3. Облегчить процессы трансформации материальных (пассажирских) потоков.
Основные характеристики терминалов (наличие складских и перегрузочных площадей, виды и количество подъемно-транспортного оборудования и др., а также выбор месторасположения терминалов определяются на основе технико-экономических исследований состояния и перспектив развития грузопотоков и пассажиропотоков.
По величине терминалы различаются: от простых придорожных автобусных остановок до крупных комплексов главных портов. Последние могут рассматриваться как единый очень крупный терминал или специфическая композиция отдельных терминалов, сгруппированных особым образом для обеспечения удобства, эффективности и экономичности выполнения различных логистических работ и операций.
Важно отметить, что терминал представляет собой пункт, где кончается одна транспортная сеть и начинается другая. В этой связи следует добавить, что большинство маршрутов продвижения материальных потоков обеспечивают смешанные перевозки, для чего возникает необходимость создания узловых трансформационных пунктов, в которых помимо различных изменений осуществляется и смена одних видов транспорта на другие.
Подвижной состав
Каждый вид транспорта должен иметь транспортные средства, в которых перевозятся грузы и пассажиры. Конструкция этих транспортных средств должна удовлетворять требованиям соответствующего вида транспорта. Таким образом, подвижной состав представляет собой часть транспортной системы, которая перевозит заранее обусловленные грузы или пассажиров.
Необходимо подчеркнуть, что эффективность какого-либо вида транспорта во многом зависит именно от подвижного состава, а точнее — от его гибкости и приспособляемости.
Существует множество различий подвижного состава, которые отражают специфику, связанную с путями сообщений, тяговыми средствами, терминалами, а также с характеристиками обслуживаемых потоковых процессов.
К подвижному составу железнодорожного транспорта относят вагоны, среди которых в первую очередь выделяют: грузовые и пассажирские.
Грузовые вагоны подразделяются на:
♦ Универсальные вагоны:
- крытые вагоны;
- полувагоны;
- железнодорожные платформы;
- железнодорожные цистерны.
♦ Специализированные вагоны:
- цистерны для нефтепродуктов, цемента, кислот и т. д.;
- саморазгружающиеся вагоны-рудовозы;
- вагоны с боковым способом разгрузки для инертных материалов;
- вагоны с боковым способом разгрузки затаренных грузов;
- вагоны-хопперы;
- теплоизолированные и рефрижераторные вагоны;
- вагоны для перевозки автомобилей и т. д.
Обычно грузоподъемность вагонов находится в пределах 25-100 т.
Подвижной состав автомобильного транспорта состоит из автомобилей, тягачей, прицепов и полуприцепов.
Важно выделить следующую особенность — в автомобилях и тягачах подвижной состав и тяговое средство совмещены. Подвижной состав различных видов автомобильного транспорта отличается большим разнообразием. Так, например, непосредственно автомобили структурируются на классы, среди которых можно выделить: автофургоны, грузовые автомобили открытого типа, самосвалы, автоплатформы, автоцистерны и т. д.
Не менее многочисленны по видовому составу прицепы и полуприцепы.
Подвижной состав морского транспорта является основой того, что принято называть морским флотом.
В более конкретном представлении под морским флотом подразумевается совокупность судов, предназначенных для перевозки грузов (и/или пассажиров) по морским путям сообщения.
Морские суда — это дорогостоящие транспортные средства менее стандартизированные, чем железнодорожные или автомобильные. Обычно их строят по индивидуальным проектам. При анализе и учете суда группируются по назначению, характеру перевозок, способу передвижения, материалу корпуса, виду двигателя и некоторым другим признакам.
По назначению суда делятся подразделяются на:
- транспортные;
- специализированные;
- технические;
- служебно-вспомогательные.
К транспортным относятся суда, предназначенные для перевозки грузов (и/или пассажиров), и буксиры для буксировки транспортных судов.
К специализированным — контейнеровозы, лихтеровозы, паромы, ледоколы и т. д.
К техническим — дноуглубительные и дноочистительные суда.
К служебно-вспомогательным — суда, предназначенные для обслуживания транспортного и технического флота.
По характеру перевозок суда подразделяются на:
- пассажирские;
- грузопассажирские;
- грузовые (сухогрузные и наливные).
По материалу корпуса суда подразделяются на:
- металлические;
- деревянные;
- композитные;
- железобетонные.
По видам двигателя суда подразделяются на:
- теплоходы;
- дизель-электроходы;
- суда с турбинными двигателями;
- суда на воздушной подушке и др.
Подвижной состав речного транспорта образует речной флот, который предназначен для перевозок по внутренним водным путям или для выполнения путевых и подсобных работ, связанных с продвижением материальных (пассажирских) потоков.
Структуризация видов судов данной категории осуществляется:
- По назначению: транспортные, технические, вспомогательные.
- По составу перевозок: грузовые (сухогрузные, наливные), грузопассажирские и пассажирские.
- По способу движения: самоходные и несамоходные (передвигающиеся при помощи других судов или береговых тяговых средств).
- По гидрометеорологическим районам плавания: суда плавания "река-море", суда озерного плавания с ограниченным выходом в море, суда рейдового плавания, суда для плавания на магистральных реках и больших протоках, суда облегченного типа для плавания по малым рекам и по верховьям крупных рек.
- По дальности перевозок и приписке: местные (пригородные и внутригородские) и транзитные.
- По материалу корпуса: металлические (сварные и клепанные), деревянные, композитные и железобетонные. Речной флот является важнейшим элементом активной части основных фондов водного транспорта. В некоторых странах его доля превышает 75% их стоимости.
Подвижным составом воздушного транспорта являются самолеты, вертолеты, планеры.
Подвижной состав трубопроводного транспорта описан выше.
Резюмируя, следует отметить, что, как и в автомобильном транспорте, подвижной состав и транспортное средство на морском, речном, воздушном и трубопроводном транспорте также совмещены.
Тяговые средства
Они приводят в движение используемый подвижной состав железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта. Фактически каждая транспортная единица нуждается в тяговом средстве, выбор которого зависит от: прочности транспортного средства, требуемой скорости, наличия топлива и других факторов.
Основные типы тяговых средств:
- Паровой двигатель.
- Электрогенератор (с параллельной и последовательной обмоткой).
- Двигатель внутреннего сгорания, использующий бензин, дизельное топливо или сжиженный газ (пропан, бутан...).
- Турбина.
- Реактивный двигатель.
Перекачивание продуктов по трубопроводу осуществляется с помощью насосов, которые также относятся к тяговым средствам. Основными типами являются насосы с возвратно-поступательным ходом поршня, а также одно- или многоступенчатые центробежные насосы, приводимые в действие различными двигателями и турбинами.
Участники логистических процессов
Участники процессов физического продвижения материальных потоков на транспорте делятся на три укрупненные группы:
1. Грузоотправитель.
2. Грузополучатель.
3. Перевозчик.
Грузоотправитель — это физическое или юридическое лицо, действующее от своего имени и выполняющее определенные обязанности, которые обусловлены договором перевозки, в том числе предъявление надлежащим образом упакованного груза перевозчику или его агенту для доставки в место назначения и выдачи грузополучателю.
Грузополучатель — это физическое или юридическое лицо, правомочное принять в месте назначения доставленный перевозчиком груз. Переадресовка и/или изменение грузополучателя (реконсигнация) производится в порядке, предусмотренном уставами, правилами перевозок и другими нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта общего пользования.
Грузоотправители и грузополучатели одновременно могут генерировать одни материальные потоки и принимать другие.
Группы грузополучателей и грузоотправителей чаще всего связывает третья группа — перевозчиков.
Перевозчик — это юридическое или физическое лицо, использующее собственные или взятые в аренду транспортные средства для транспортировки грузов, пассажиров и прочее.
Перевозчики действуют на основании соответствующих нормативных документов и, как правило, имеют на обусловленную деятельность соответствующее разрешение.
Услуги определенного перевозчика предоставляются на основании договора перевозки или на других условиях, которые предусматривают права, обязанности и ответственность сторон. Прибыль перевозчика образуется как часть дохода от реализации продукции транспорта.
В большинстве стран в состав перевозчиков принято включать:
- Транспортные фирмы универсальной транспортной ориентации, которые принимают различные грузы от всех грузоотправителей по твердым тарифам.
- Специализированные транспортные предприятия, осуществляющие перевозки грузов определенного вида и/или на определенной территории.
- Иные юридические или физические лица при наличии у них специальных разрешений.
Деятельность последней группы перевозчиков регулируется законодательством только в вопросах безопасности перевозки и страхования (применение твердых тарифов в их деятельности не предусмотрено).
При выборе перевозчика могут использоваться различные критерии, важнейшим из которых является качество обслуживания и цена.
Страница 2 из 2
|