В настоящее время возможны следующие методы воздействия региональных отделений РТИ (совместно с транспортной администрацией региона) на деятельность предприятий, работающих в том или ином секторе рынка:
1) меры по защите потребителей от дискриминации со стороны транспортных предприятий монополистов, а также от неоправданного завышения транспортными предприятиями цен на обслуживание:
- установление конкретных лицензионных требований для предприятий монополистов по обязательному обслуживанию конкретных потребителей;
- информирование финансово-контрольных органов региона о недопустимо высокой рентабельности отдельных предприятий-монополистов;
- информирование транспортных предприятий, клиентуры транспорта и населения о действующих в данном секторе рынка тарифных ограничениях;
- введение практики обязательной публикации транспортными предприятиями применяемых тарифов (в случае, если они отличаются от установленных федеральными или местными органами власти);
- запрет применения на отдельных видах деятельности договорных или свободных тарифов;
- организация совместных обсуждений и совещаний для принятия транспортниками согласованных с клиентурой региональных «единых» тарифов на отдельные виды перевозок;
2) увеличение предложения в данном секторе рынка:
- установление для отдельных транспортных предприятий, работающих в других секторах рынка, дополнительных лицензионных требований по работе в данном секторе;
- подготовка предложений для местной администрации по снижению стоимости лицензий для предприятий, работающих в данном секторе;
- подготовка рекомендаций для местной администрации по введению льготного местного налогообложения для транспортных предприятий, работающих в данном секторе;
- разрешение применения свободных или договорных тарифов для предприятий, работающих в данном секторе;
3) ограничение конкуренции в данном секторе рынка:
- подготовка предложений для местной администрации по увеличению стоимости лицензий для предприятий, работающих в данном секторе рынка;
- подготовка рекомендации для местной администрации по введению повышенного местного налогообложения для транспортных предприятий, работающих в данном секторе рынка;
- запрещение применения свободных или договорных тарифов для предприятий, работающих в данном секторе рынка;
- временный отказ в выдаче лицензии предприятиям, желающим работать в данном секторе рынка;
- установление для предприятий, желающих работать в данном секторе рынка, жестких дополнительных лицензионных требований;
4) обеспечение нормальных условий работы для транспортных предприятий, находящихся в объективно невыгодных условиях и обслуживающих важные для региона объекты:
- разрешение применения на отдельных видах деятельности данному предприятию свободных и договорных тарифов;
- утверждение по отдельным видам деятельности собственных повышенных тарифов транспортных предприятий;
- подготовка для местной администрации предложений по организации финансовой поддержки отдельных видов деятельности (дотации, субсидии, кредиты) за счет бюджетных и внебюджетных источников региона или Федерации;
- подготовка для местной администрации предложений по организации материально-технической поддержки отдельных видов деятельности (содействие в приобретении или получении в аренду транспортных средств и оборудования, первоочередное обеспечение энергоносителями и т.д.);
- предоставление данному предприятию определенных лицензионных, тарифных или налоговых льгот при работе в других секторах рынка;
5) влияние на экологическую ситуацию и на уровень транспортной безопасности в данном секторе рынка; участие в урегулировании социальных вопросов:
- предоставление лицензионных, налоговых и других льгот предприятиям и предпринимателям, вкладывающим средства в мероприятия по повышению безопасности транспортно-дорожного комплекса и охране окружающей среды;
- информирование региональных органов экологического и санитарного контроля, а также ведомственных служб безопасности перевозок и движения о неблагополучной или угрожающей ситуации в области экологии или транспортной безопасности в данном секторе рынка;
- информирование администрации о зарождающихся социально-производственных конфликтах в транспортных предприятиях, обслуживающих данный сектор рынка;
- обоснование позиции администрации в социально-производственных конфликтах, связанных с работой транспортных предприятий в данном секторе рынка;
- подготовка предложений для администрации по повышению социальной защищенности работников предприятий, работающих в данном секторе транспортного рынка.
Несомненно, что по мере укрепления правовой базы работы органов РТИ перечень возможных мер воздействия будет расширен.
Все перечисленные выше требования, которые необходимо выполнить, направлены на обеспечение безопасности на транспорте, минимизации объема выбросов в окружающую среду, максимизации качества услуг, оказываемых транспортом, и др. Но среди других функций лицензирования не последнее место (может быть, одно из первых) занимает функция регулирования соотношения спроса и предложения на рынке транспортных услуг. И именно лицензирование является основной мерой регулирования.
В этой связи условия получения лицензии предприятием могут либо упрощаться, либо усложняться. В случае, если после проведения обследования рынка оказалось, что транспортные предприятия могут предложить услуги по перевозке в большем объеме, чем это требуется потребителям, то логично предположить, что допуск в данный сектор рынка следует ограничить. А сделать это можно при помощи ужесточения требований к потенциальным перевозчикам путем увеличения платы за получение лицензии или предъявления требования обязательства рабо- тать в другом секторе рынка, где предложение недостаточно для удовлетворения потребностей потребителей. В ситуации, когда транспортные услуги являются дефицитными, напротив, снижается (если это возможно) стоимость лицензии, уменьшаются требования к транспортным предприятиям, предоставляются различные льготы, в том числе возможность работать в более «выгодном» секторе рынка, где предложение превышает спрос и допуск перевозчиков на рынок ограничен.
|