В России имеется министерство транспорта. В этом министерстве образованы:
- Федеративная авиационная служба (ФАС) России;
- Федеративная служба морского флота (Рос Морфлот);
- Федеративная служба речного флота (РосРечфлот);
- Федеративная автомобильно-дорожная служба.
Начальник каждой службы является министром. Железные дороги – единственный вид транспорта вне юрисдикции министерства транспорта.
В министерстве транспорта имеет ся советник (МТ). МТ, в отличие от ранее существующих транспортных министерств не распоряжается собственностью транспортных предприятий и не планирует их хозяйственную деятельность. Задача МТ – проведение собственной политики в области цен и тарифов.
На местах в регионах формируются региональные управления транспортно-дорожным комплексом.
На морском транспорте учреждены морские администрации портов, которые осуществляют регулирование деятельности компаний.
На железных дорогах в основном сохранилась вертикальная структура управления: МПС дороги – отделения дорог со структурными единицами: станции, депо (локомотивные, вагонные), дистанции, участки.
В МПС имеется программа коренной реорганизации.
В России, где конкуренция практически невозможна из-за естественных монополий и технологических особенностей перевозки грузов и пассажиров (пространство, погода, климат), государство должно выделять видам транспорта сектор транспортного рынка на монопольное обслуживание.
Государство оставляет за собой право:
- контроля качества обслуживания
- правильности применения и уравнения тарифов
- контроля безопасности движения транспортных средств
- соблюдением норм и правил проектирования и строительства транспортных средств и сооружений
- выполнением стандартов экономических воздействий транспорта
- учет национальных интересов.
Государственное регулирование должно иметь следующие сферы:
- организация рынка транспортных услуг с определением параметров спроса и предложения транспортной продукции и услуг, юридического закрепления прав и обязанностей транспортных предприятий (получение лицензий), в выполнении правил справедливой конкуренции
- регулирование тарифов не только важно для отрасли, а государства в целом, т.к. уровень тарифов влияет на качество жизни людей
- налоговое регулирование (введение льгот на работы по восстановлению, замене и модернизации транспортных средств)
- инвестиционное регулирование
- рациональное дотирование убыточных, но социально значимых транспортных предприятий.
|