Главная Современное состояние транспортной системы России. Формы и методы регулирования перевозочной деятельности на региональном уровне.
В Украине запрещены ночные автобусные перевозки
15 ноября вступил в силу совместный приказ МВД и Минтранса от 19 октября 2010 номер 765/504, запрещающий перевозку пассажиров
Медведев:
Об этом глава государства заявил на пресс-конференции в Сколково Один из заданных главе государства вопросов касался
Mercedes-Benz Sprinter 311 CDI – самый популярный малотоннажник 2010 г
По результатам продаж малотоннажников Mercedes-Benz в России (2123 единиц) в 2010 г. на сегмент больших вэнов пришлось 78 %
Главное меню
Транспортная система России
Организация перевозок грузов
Международное транспортное право
Формы и методы регулирования перевозочной деятельности на региональном уровне.

Государственное регулирование транспортной деятельности в условиях рынка осуществляется в следующих основных формах:

1) разделение транспортного рынка на сектора со сходными эксплуатационными и коммерческими условиями и определение коммерческого и технологического статуса транспортных пред­приятий, действующих в различных секторах рынка.

Деление транспортного рынка на сектора осуществляется преж­де всего для создания примерно равновыгодных условий для транс­портных предприятий, работающих на различный видах перевозок. Равновыгодность, в свою очередь, создает примерно равную при- влекательность различных видов деятельности для предпринимате­лей, что и гарантирует в конечном счете достижение основной цели государственного регулирования — примерного соответствия спро­са и предложения на всех видах транспортной деятельности, для всех групп грузовладельцев и пассажиров.

Кроме того, без четкого деления рынка на сектора невозможен целенаправленный сбор и анализ статистики, а также подготовка конкретных мероприятий по регулированию транспортной деятель­ности;

2) разработка правил допуска новых предприятий к работе в различных секторах рынка. В мировой практике подобные правила сводятся иногда лишь к простой регистрации. Однако чаще всего при подаче заявки на получение лицензии существует принципи­альная возможность отказа, связанная с двумя основными причина­ми.

Первой причиной является существование таких секторов рынка, где предложение и так уже превышает спрос. Поэтому появление там новых конкурирующих предприятий является нецелесообраз­ным и органы государственного регулирования должны ограничи­вать появление новых предприятий в данном секторе рынка. Подоб­ная ситуация для отечественного транспортного рынка пока в целом не характерна, хотя отдельные виды перевозок с высокой конкурен­цией уже существуют.

Второй причиной отказа предприятию или предпринимателю в выдаче лицензии может быть его несоответствие определенным требованиям (платежеспособность, репутация предпринимателя, его профессиональная пригодность, наличие необходимой технической базы и т.д.). Эти требования направлены в конечном счете на дос­тижение главной цели государственного регулирования транспорт­ной деятельности — клиентура должна получать достаточное и ква­лифицированное транспортное обслуживание.

Следует помнить, что ужесточение или ослабление требований к предприятиям, желающим получить лицензию, является одним из эффективных рычагов воздействия на транспортный рынок. Разуме­ется, формальные требования к предприятиям, изложенные в поло­жениях и инструкциях для транспортных инспекций, едины для всех. Однако в практической деятельности региональных отделений РТИ очень многое зависит от прочтения этих требований в каждой конкретной ситуации. Для транспортного инспектора чрезвычайно важно правильно оценить ситуацию на конкретном секторе транс­портного рынка и найти оптимальное решение, которое, с одной стороны, не приведет к оттоку предприятий, а с другой — исключит появления на рынке недобросовестных предпринимателей, неква­лифицированного транспортного обслуживания, неоправданно вы­сокой конкуренции;

3)  непосредственное осуществление деятельности по допуску новых предприятий на различные сектора транспортного рынка или расширению прав действующих предприятий {лицензирование транспортной деятельности).

В настоящее время основным содержанием деятельности регио­нальных отделений РТИ является именно непосредственное лицен­зирование владельцев транспортных средств. Однако следует со­вершенно ясно понимать, что выдача лицензий — это лишь один, чисто технических аспект деятельности РТИ и что «поголовное» лицензирование и, более того, получение максимальных доходов от выдачи лицензий вовсе не являются основным содержанием работы инспекции или критериями оценки ее деятельности;

4)  контроль за выполнением транспортными предприятиями требований, налагаемых на них выданной лицензией и применение предусмотренных законодательством санкций в случае нарушения этих требований. На органы РТИ также возложены определенные контрольные функции:

■     контроль на линии. В основном это проверка наличия на транспортном средстве лицензионной карточки и соответст­вия вида лицензии выполняемой в данный момент перевозке. Этот метод контроля невозможен без содействия органов ГИБДД, что и предусмотрено Положением о транспортной инспекции;

■     контроль на предприятиях. Это могут быть как плановые, так и разовые проверки транспортных предприятий, цель кото­рых — уточнить или подтвердить соответствие предприятия требованиям, налагаемым на него выданной лицензией. Дан­ный контроль ни в коем случае не должен дублировать функ­ции финансовых, санитарных и других контрольных органов, однако может осуществляться комплексно во взаимодействии с этими органами;

■     проверка жалоб клиентуры или конкурирующих предпри­ятий. Зарубежный опыт показывает, что этот канал получе­ния информации о нарушениях правил транспортного обслу­живания является наиболее эффективным. Несомненно, работа «по жалобам» станет одним из основных видов дея­тельности органов РТИ, как только клиентура поймет, что транспортная инспекция стоит на страже ее интересов и в со­стоянии применить реальные санкции, а предприятия транс- порта убедятся в возможностях РТИ по недопущению недоб­росовестной конкуренции и защите законных прав дейст­вующих перевозчиков;

5) контроль за ценообразованием и применением тарифов. Дан­ная функция является одной из важнейших. К сожалению, нынеш­няя кризисная ситуация характеризуется общим ослаблением кон­троля за финансовой дисциплиной, отсутствием четких инструкций по применению тарифов и вынужденным (вследствие роста цен на все виды ресурсов) повсеместным освобождением транспортных тарифов. Результатом является практически бесконтрольное цено­образование на транспорте, причем в ряде случаев увеличение цен на транспортные услуги значительно превышает необходимую ве­личину.

Видимо в перспективе будет создана новая тарифная система, сочетающая централизованный контроль за общим уровнем тари­фов с достаточной свободой формирования тарифов в конкретных регионах, на отдельных видах перевозок конкретными предпри­ятиями;

6)  налоговое регулирование транспортной деятельности. Нало­ги в отличие от тарифов, уровень которых важен и для клиентуры, и для транспортных предприятий, являются рычагом «однонаправ­ленного» воздействия и применяются для стимулирования выпол­нения определенных видов деятельности или же, напротив, для «ог­раждения» тех секторов рынка, где уровень конкуренции излишне высок.

Налоговая система Российской Федерации, как и система тари­фов, находится в стадии формирования. Однако уже сейчас законо­дательство предоставляет региональным органам власти возмож­ность определенного «маневра» с помощью местных налогов. Это означает, что региональные отделения РТИ в принципе получают возможность участия в подготовке решений об изменении местного налогообложения транспортных предприятий с учетом специфики их работы, важности для региона выполняемых перевозок и т.д.

7) контроль и анализ состояния транспортного обслуживания в различных секторах рынка. Эта задача является в настоящее время чрезвычайно важной для всей системы регулирования транспортной деятельности в Российской Федерации, а может быть, и первооче­редной. Дело в том, что отечественная транспортная статистика ни­когда не была ориентирована на анализ соотношения спроса и пред­ложения на транспортном рынке и информировала в основном об объемных показателях работы транспорта. Между тем для подго­товки целенаправленных решений в области регулирования транс- портной деятельности совершенно необходима достоверная инфор­мация о потребностях в транспортных услугах и степени их удовле­творения.

В получении данных о состоянии транспортного обслуживания на местах региональным отделениям РТИ будет принадлежать ве­дущая роль. При этом помимо анализа официальной отчетности и статистики транспортный инспектор должен иметь представление о состоянии транспортного обслуживания в важнейших секторах транспортного рынка своего региона, составляя эту картину на ос­нове общения с транспортниками, клиентурой, представителями властей и т.д.

Новая система официальной отчетности транспортных предпри­ятий, как и методика анализа соотношения спроса и предложения в различных секторах транспортного рынка, находится еще в стадии разработки. Тем не менее в практике работы отделений РТИ могут использоваться простейшие методические приемы для анализа со­стояния транспортного рынка;

8) финансирование отдельных проектов в области транспорта, имеющих общегосударственное значение, а также оказание госу­дарственной помощи различным предприятиям в обеспечении та­кого финансирования.

Практика развитых стран показывает, что финансовые ресурсы, необходимые для сооружения транспортных систем (дорог, терми­налов, вокзалов и т.п.), не всегда оказываются доступными даже для крупных предприятий. В России сегодня из-за резкого падения фи­нансовых возможностей предприятий эта проблема стоит чрезвы­чайно остро.

Разумеется, региональное отделение РТИ не обладает ресурсами для финансирования развития транспортных систем. Однако в тех ситуациях, когда при обсуждении местного бюджета решается во­прос о размерах и структуре ассигнований на развитие регионально­го транспорта, транспортный инспектор должен высказать свое обоснованное мнение по поводу того, какие объекты с учетом сло­жившейся транспортной ситуации должны финансироваться в пер­вую очередь;

9) покрытие текущих убытков транспортных предприятий, по­вышение рентабельности которых за счет самоокупаемости явля­ется по тем или иным причинам невозможным.

Чаще всего объектами дотации являются системы городского пассажирского транспорта, рентабельность которых не может быть обеспечена при разумном уровне цен. Роль отделения транспортной инспекции в данном случае тоже, что и при решении вопросов о финансировании развития транс­порта;

10) разработка и контроль за выполнением экологических стан­дартов. Данная функция государственного регулирования приобре­ла особую актуальность в последние годы, когда общепризнанной стала ведущая роль транспорта в загрязнении окружающей среды (считается, что на его долю приходится более трети всех загрязне­ний).

Задача региональных отделений РТИ при осуществлении данной функции заключается в контроле за экологическим состоянием транспортных предприятий;

11) разработка и контроль за выполнением норм безопасности и охраны труда на транспорте и технических стандартов безопас­ности. Участие региональных отделений РТИ при реализации дан­ной функции заключается в организации совместно с органами ГИБДД системы контроля за соблюдением установленных норм и стандартов;

12) направление средств на социальное обеспечение транспорт­ных предприятий. Подобная мера применяется, прежде всего, в тех случаях, когда предприятия оказываются не в состоянии своими си­лами сохранить квалифицированные кадры. Снижение квалифика­ции персонала неизбежно ведет к ухудшению качества обслужива­ния клиентов и, как следствие, к ухудшению финансовых результатов деятельности предприятия. Прямая социальная под­держка оказывается обычно только наиболее крупным предприяти­ям, действующим в ключевых секторах рынка.

Возможности региональной транспортной инспекции в данном случае заключаются, по-видимому, во всемерной поддержке требо­ваний транспортных предприятий по улучшению социального по­ложения работающих в тех случаях, когда эти требования обосно­ваны и их невыполнение реально грозит срывом транспортного обслуживания важных секторов транспортного рынка;

13) разработка и применение административно-экономических .мер по экстренной концентрации транспортных ресурсов в чрез­вычайных ситуациях (при катастрофах, стихийных бедствиях, убор­ке урожая и т.п.). В настоящее время еще предстоит выработать ме­ханизмы, сочетающие административно-правовые рычаги со средствами экономического стимулирования и полной компенсации дополнительных издержек транспорта.

Из приведенного выше краткого перечисления форм государст­венного регулирования транспортного рынка можно сделать вывод о том, что региональные отделения РТИ имеют возможность участвовать в реализации практически всех этих форм.

 
     
© 2010 - 2018 transport-law.ru