Главная Современное состояние транспортной системы России. Механизм государственного регулирования транспортной деятельности в России.
В Украине запрещены ночные автобусные перевозки
15 ноября вступил в силу совместный приказ МВД и Минтранса от 19 октября 2010 номер 765/504, запрещающий перевозку пассажиров
Медведев:
Об этом глава государства заявил на пресс-конференции в Сколково Один из заданных главе государства вопросов касался
Mercedes-Benz Sprinter 311 CDI – самый популярный малотоннажник 2010 г
По результатам продаж малотоннажников Mercedes-Benz в России (2123 единиц) в 2010 г. на сегмент больших вэнов пришлось 78 %
Главное меню
Транспортная система России
Организация перевозок грузов
Международное транспортное право
Механизм государственного регулирования транспортной деятельности в России.

Организация системы государственного регулирования транс-этной деятельности предполагает создание управляющих струк-), распределение между ними функций и полномочий и опреде-ше порядка их взаимодействия на федеральном и региональном эвне.

На федеральном уровне система регулирования транспортно-рожным комплексом (ТДК) представлена Министерством транс-рта РФ, а также несколькими координирующими органами и об-гственными организациями. Регулирование деятельности пред-иятий ТДК в регионах осуществляется местными органами анспортной администрации, неадминистративными хозяйственно-шансовыми структурами и координационными органами.

Центральным звеном государственной системы управления >анспортом на федеральном уровне является Министерство транс-)рта РФ. Как правительственный орган оно разрабатывает и реали-гет государственную транспортную политику путем подготовки жонодательных и нормативных актов, реализующих в сфере )анспортной деятельности принципиальные положения социально-сономической и научно-технической политики государства, обос-ование статей федерального бюджета, касающихся финансирова-ия развития транспорта и отдельных транспортных предприятий, а 1кже путем планирования и организации выполнения общегосу-арственных транспортных программ.

Министерство транспорта РФ имеет свой центральный аппарат и епартаменты по видам транспорта и дорожному хозяйству. Рос-ийская транспортная инспекция (РТИ) входит в состав министер-тва. Между ними и распределяются функции, задачи и полномочия шнистерства по регулированию транспортной деятельности в Рос-ийской Федерации. Центральный аппарат занимается концепту-1льными и стратегическими проблемами, подготовкой, согласова-шем и продвижением в законодательных органах проектов законов 1 нормативных актов, текущей работой по координации деятельно-;ти различных видов транспорта, руководит разработкой и реализа­цией лицензионной политики, анализирует состояние и прогнозиру­ет развитие ТДК. Департаменты транспорта проводят углубленный анализ состоя­ний и тенденций развития подотрасли; разрабатывают и реализуют политику развития транспорта республики (региона) в соответствии с единой государственной транспортной политикой; осуществляют государственное регулирование транспортной деятельности, в том числе путем подготовки и введения нормативных документов, а также механизмов их реализации в пределах установленной компе­тенции; организуют надзор за выполнением действующих в отрасли нормативных актов; решают отдельные вопросы, обусловленные спецификой транспорта.

Органы РТИ осуществляют сбор и представление вышестояще­му органу установленной статистической отчетности и другой ин­формации, определение субъектов ТДК региона, подлежащих ли­цензированию, контроль за выполнением на территории региона транспортного законодательства и т.п.

Существующая в настоящее время структура министерства дока­зала в основном свою работоспособность. Структура Министерства транспорта РФ и функции его подразделений не являются жестко регламентированными и постоянно совершенствуются с учетом из­меняющихся социально-экономических и политических условий.

Формирующаяся система территориального управления дея­тельностью транспорта состоит из трех типов управляющих струк­тур: органов транспортной администрации, неадминистративных хозяйственно-финансовых структур и координационных органов.

Проведением региональной транспортной политики и непосред­ственным регулированием транспортных рынков должны занимать­ся департаменты (отделы, комитеты) транспорта местных админи­страций.

Именно на региональном и местном уровне должны разрабаты­ваться и применяться такие методы регулирования, как контроль за ценообразованием и применением тарифов, налоговые льготы (в пределах местных налогов), покрытие текущих убытков ТП, зани­мающихся социально-значимыми перевозками, финансирование развития транспортной инфраструктуры (частично) и т.д.

Особое место в этой системе занимают отделения и филиалы РТИ. Первоначально отделения и филиалы РТИ были созданы как органы федерального регулирования и контроля транспортной дея­тельности в регионе со следующими функциями: сбор и предостав­ление вышестоящему органу РТИ установленной статистической отчетности и другой информации, определение субъектов ТДК ре­гиона, подлежащих лицензированию, осуществление в установлен­ном порядке непосредственного лицензирования, контроль за вы- полнением на территории региона транспортного законодательства и т.п.

В процессе этой деятельности отделения РТИ накопили значи­тельный объем информации о местных рынках транспортных услуг, использование которой позволит им оказывать существенное влия­ние на транспортную ситуацию в регионе.

Занимая в настоящее время центральное место в регулировании транспортной деятельности в регионах (а в некоторых случаях яв­ляясь просто единственным регулирующим органом), местные от­деления РТИ и их филиалы связаны со всеми заинтересованными сторонами. В интересах общества РТИ контролирует уровень от­рицательных внешних эффектов (безопасность эксплуатации транспортных средств и соблюдение экологических стандартов). Вышестоящая организация — Министерство транспорта РФ — получает информацию о состоянии транспортного обслуживания в регионах, возможность непосредственного проведения транспорт­ной политики на местах, в качестве обратной связи — конкретную информацию о совершенствовании действующего порядка выдачи лицензий и тарифной системы, оценку эффективности законода­тельных и нормативно-правовых актов в области автомобильного транспорта.

Местные органы власти могут получать объективную информа­цию о состоянии транспортного обслуживания на территории ре­гиона и в отдельных секторах транспортного рынка, предложения по изменению условий работы автотранспортных предприятий, по­мощь в разработке региональных программ развития автомобильно­го транспорта региона и его инфраструктуры; использовать органы РТИ как инструмент прямого управления работой некоторых ТП путем применения дополнительных требований, включаемых в ли­цензию.

Клиентура получает гарантии достаточной квалификации транс­портников, а сами транспортные предприятия — организованный рынок транспортных услуг, защиту от недобросовестной конкурен­ции и т.п.

Изменения структуры органов государственной власти не могли не отразиться и на региональном механизме управления транспор­том. По данным Минтранса России, в четырех субъектах Федерации (Карелии, Чите, Кирове, Камчатке) вообще отсутствуют в органах исполнительной власти какие-либо структуры регулирования транспортной деятельности, а в половине республик, краев и облас­тей транспортом занимаются 1-2 специалиста в аппаратах исполни­тельных органов или многоотраслевых комплексах. Автомобильный транспорт, видимо, одна из самых децентрали­зованных подотраслей среди транспортных отраслей. В этой связи особое значение приобретает взаимодействие между федеральными и региональными органами регулирования автотранспортной дея­тельности. Однако формирование федеральных органов регулиро­вания значительно опережает формирование региональной системы. По сути дела, если первая уже практически сложилась и здесь прин­ципиальных изменений не ожидается, то во многих регионах из всех необходимых органов регулирования присутствуют лишь отделения и представительства федеральных структур.

В этой ситуации Министерство транспорта РФ пытается уско­рить этот процесс. Естественно Минтранс пытается соблюсти свои интересы, сделав региональную структуру управления тесно свя­занной с Департаментом автотранспорта. Предполагается создать в регионах территориально-отраслевые государственные органы.

По мере формирования транспортных администраций федераль­ные органы должны стремиться к тому, чтобы делегировать им пол­номочия по проведению государственной транспортной политики и регулированию работы предприятий на местах. Делегирование пре­дусматривается осуществлять путем заключения соглашений между Минтрансом и региональными администрациями о выполнении по­следними конкретных функций государственного управления ТДК от имени министерства с указанием ответственности исполнителя. Таким образом, будет существовать функциональная подчиненность Минтрансу по делегированным вопросам региональных транспорт­ных департаментов, заключивших соглашения и становящихся на добровольной основе органами государственного регулирования ТДК двойного ведения.

Местные администрации — самостоятельные центры власти, ис­точник которых находится на самих территориях. Нельзя заставить их делать то, чем они заниматься не желают (в данном случае — ав­томобильным транспортом). Если они заинтересованы положением на рынке автоперевозок в регионе, то сотрудничество с Минтрансом станет неизбежным. А в реализации федеральной транспортной по­литики необходимо опираться не на административную власть, а на закон и экономический интерес, ибо участие в федеральных транс­портных программах — это инвестиции, привлечь которые стре­мится каждый регион.

Таким образом, мы получили следующую структуру государст­венного регулирования транспортной деятельностью в России, ко­торая будет продолжать совершенствоваться и пополняться новыми институтами.

 
     
© 2010 - 2018 transport-law.ru