Главная Современное состояние транспортной системы России. Государственное регулирование и поддержка траспортно-обеспечивающих систем
В Украине запрещены ночные автобусные перевозки
15 ноября вступил в силу совместный приказ МВД и Минтранса от 19 октября 2010 номер 765/504, запрещающий перевозку пассажиров
Медведев:
Об этом глава государства заявил на пресс-конференции в Сколково Один из заданных главе государства вопросов касался
Mercedes-Benz Sprinter 311 CDI – самый популярный малотоннажник 2010 г
По результатам продаж малотоннажников Mercedes-Benz в России (2123 единиц) в 2010 г. на сегмент больших вэнов пришлось 78 %
Главное меню
Транспортная система России
Организация перевозок грузов
Международное транспортное право
Государственное регулирование и поддержка траспортно-обеспечивающих систем

Транспорт — одна из приоритетных отраслей народного хозяй­ства. Ее стабильное функционирование является необходимым ус­ловием общеэкономического роста в условиях рынка, важнейшим фактором социальной стабильности.

Коренные изменения, происходящие в экономике России, обу­славливают необходимость формирования новой системы управле­ния транспортом. Отказ от методов управления, свойственных цен­трализованной плановой системе, утрата возможности прямого административного управления деятельностью транспортных пред­приятий требуют разработки новых методов государственного регу­лирования транспортной деятельности.

Государственная политика в области транспорта в форме раз­личных программ и проектов должна разрабатываться и реализо­ваться под контролем единого федерального органа управления транспортно-дорожным комплексом. Тем самым обеспечивается ор­ганизационно-правовое единство и сбалансированный учет интере­сов общества, экономики и отдельных видов транспорта.

Существуют и более объективные предпосылки, оправдываю­щие вмешательство государственных органов в деятельность «субъектов транспортного рынка» — транспортных, экспедицион­ных, сервисных и вспомогательных предприятий, а в некоторых случаях — и клиентуры. Ниже будут рассмотрены и охарактеризо­ваны основные предпосылки государственного регулирования транспорта.

1. Транспорт является важнейшим элементом производственно-социальной инфраструктуры и находится в «блоке» с другими ин­фраструктурными отраслями: энергетикой, связью, материально-техническим снабжением, которые при любом экономическом ме-ханизме являются объектом постоянного контроля со стороны госу­дарства.

2.   Необходимо контролировать деятельность транспортных предприятий, находящихся в условиях «естественной монополии». Классическим примером естественной монополии на транспорте является железнодорожный транспорт. Естественным транспорт­ным монополистом является и автотранспортное предприятие, размещенное в районе, где нет других крупных владельцев авто­транспорта.

Отечественная и зарубежная практика свидетельствуют об од­ном: естественный монополист-транспортник во всех случаях стре­мится извлечь из своего положения максимальную пользу, отказы­ваясь от невыгодных для него перевозок, а также произвольно завышая тарифы. Поэтому при организации и лицензировании по­добных транспортных предприятий государство, наделяя их правом на монопольное обслуживание своего сектора рынка, в обязатель­ном порядке сохраняет за собой функции контроля качества обслу­живания клиентуры, уровня тарифов, отсутствия отказов в обслу­живании и т.д.

3.  Необходимо контролировать и во многих случаях ограничи­вать уровень транспортных тарифов. Контроль ценообразования на транспорте имеет исключительное значение для нормального функ­ционирования рыночной экономики. В условиях свободных цен рост транспортных тарифов вызывает адекватное повышение стои­мости доставляемых транспортными предприятиями товаров, а так­же услуг, требующих транспортного обеспечения. Поэтому рост транспортных тарифов является одним из факторов общего роста цен и развития инфляционных процессов.

4. Необходимо обеспечить защиту транспортных предприятий от недобросовестных конкурентов. Многолетний мировой опыт пока­зывает, что взаимоотношения транспортных предприятий, конкури­рующих между собой, не могут быть урегулированы ни на основе их обоюдных соглашений, ни путем судебных разбирательств, хотя и то, и другое имеет место в практике транспортного рынка. Нор­мальная работа транспортных предприятий в условиях конкуренции требует разработки «правил игры» (какие виды деятельности допус­тимы для различных предприятий, какие тарифы можно применять, как должны строиться отношения с клиентурой и т.д.) и наличия ор­гана, который следил бы за соблюдением этих правил. Очевидно, что подобные функции должно взять на себя государство.

5.  Необходимо устанавливать и контролировать единые нормы, стандарты и правила в области охраны окружающей среды, безо-пасности движения, условий труда на транспорте, а также единые технические стандарты. Только государственные органы в состоя­нии финансировать и организовывать работу в области стандарти­зации, повышения безопасности транспорта, снижения вредных воздействий транспорта на окружающую среду, контроля выполне­ния соответствующих требований и т.д.

Этот перечень можно расширить такими предпосылками, как:

■     необходимость эффективного транспортного обеспечения ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и ката­строф, а также потребность в концентрации транспортных ресурсов для осуществления срочных экономических акций общегосударственного значения и т.д.;

■     международный характер транспортной деятельности и необ­ходимость контроля соблюдения соответствующих междуна­родных соглашений;

■     необходимость решения проблем землеотвода для сооруже­ния транспортных систем (часто невозможно без участия го­сударственных органов);

■     важнейшая роль транспорта в системе обороны страны, кото­рая во всех случаях контролируется государством.

Таким образом, государственное регулирование транспортной деятельности является, независимо от особенностей действующей экономической системы, объективной необходимостью.

Надо также иметь в виду, что в нынешних кризисных условиях, когда транспортный и товарный рынки России еще далеко не сба­лансированы, различные виды транспортной деятельности неравно­выгодны и под угрозой срыва может оказаться обслуживание от­дельных групп потребителей транспортных услуг, система государственного регулирования транспортного рынка должна включать достаточно жесткие административные рычаги.

Основной целью любых мер по регулированию транспортной деятельности должно быть в конечном счете обеспечение достаточ­ного по объему и удовлетворительного по качеству транспортного обслуживания всех групп промышленных потребителей транспорт­ных услуг и населения.

Поэтому любые действия регулирующих органов и местных органов власти, направленные на ограничение деятельности транспортных предприятий или предписывающие им что-либо, должны быть направлены на улучшение обслуживания потреби­телей.

 
     
© 2010 - 2020 transport-law.ru