Парламент России собирается принять федеральный закон о магистральном трубопроводном транспорте России. Этот важнейший документ должен быть принят как можно скорее, т.к. заместитель председателя по энергии Шакиров, сказал, что состояние системы магистральных трубопроводов приближается к той критической черте, за которой реально возникает угроза национальной безопасности.
Система магистральных трубопроводов – это нефть (газ) и нефтепродукты. В XX веке она была уникальной по производительности, протяженности и сложности. В 90-е годы строительство новых трубопроводов прекратилось, и страна донашивает созданную систему. Ее потеря грозит большими экономическими убытками. Общая протяженность в настоящее время 215 тыс. км. В СССР было 250 тыс. км. По ним перемещается 100% добываемого газа, около 99% нефти и более 50% продукции нефтепереработки. Специалисты считают, что если не возродить работы по созданию нефтепроводов и их реконструкции, то России угрожает возможность оказаться в топливно-энергетической зависимости от Запада через 5-7 лет (по оценке Совета Безопасности России).
Технико-эксплуатационные характеристики магистрального трубопровода
Магистральные трубопроводы являются самым дешевым видом транспорта для массовых грузов (жидких, газообразных и твердых тел).
Действующая сеть трубопроводного транспорта в основном построена в 70-90 годы XX века. Хотя первый трубопровод был построен в Баку в 1970 году. Диаметр этого трубопровода был 100 мм, протяженность - 12 км. Шухов построил трубопровод Баку-Батуми и нефть начала уходить на экспорт.
Трубопроводный транспорт имеет следующие преимущества:
- трубу можно проложить между любыми пунктами по более короткому направлению с преодолением водных преград
- первоначальные удельные затраты на строительство одного километра трубопровода в 2 раза ниже, чем на строительство железной или автомобильной дороги с соответствующей провозной способностью
- эксплуатация трубопроводного транспорта непрерывно надежна (?), т.е. не зависит от климата и времени года
- герметичность исключает потери в 2-3 раза по сравнению с железной и автомобильной дорогой
- полная автоматизация процесса, поэтому маленький штат обслуживания, а отсюда большая производительность труда
- низкая себестоимость (в 3 раза дешевле, чем на железной дороге).
Недостаток: Большая металлоемкость (трубы очень дорогие). Как нефть, так и газ должны быть специально подготовлены к транспортировке на промыслах.
Нефте и продуктопроводы
Они бывают:
- магистральные
- промысловые
- разводящие
- базовые
Магистральные: длина >1000 км; диаметр – 1020 мм, 1400 мм до 2500 мм; давление – 50-60 атмосфер.
Под влиянием сопротивления движению давление в трубе падает. Величину напора можно определить из следующей формулы: ;
k – коэффициент трения; L – длина участка трубопровода; d – диаметр трубы.
Скорость движения нефти – 1-1,5 м/сек.
Для снижения сопротивления внутри трубы укладывают пластики, эпоксидную смолу. Трубы укладывают в траншею до 2,5 м глубиной. Для защиты от коррозии делают изоляцию от блуждающих токов, строят станции катодной защиты (они дорогостоящие). На повышенных местах трубопроводы имеют устройства для выпуска скапливающихся воздуха, а в пониженных местах – осадочные колодцы для песка и грязи. На станциях перекачки находится насосное и машинное отделение, резервуары, контрольно-измерительные приборы (КИП) и автоматика, ремонтные хозяйства и дома для жилья.
Станции перекачки бывают:
- головными
- промежуточными (через 100 и более км)
- конечные (нефтебазы).
Хранилища бывают:
- стальными
- бетонными
- стекловолоконными.
Американцы имеют резервуары из пластика, который они затопляют в океане.
Применяются телесистемы дистанционного наблюдения.
Магистральные газопроводы бывают:
- подземные
- надземные (на опорах).
Давление бывает до 100 атмосфер, трубы многослойные, напор, как правило, естественный.
Для бытового газа применяют одорезацию (придание специального запаха). Существуют газохранилища надземные, подземные, подводные.
|