Главная Современное состояние транспортной системы России. Транспорт как отрасль народного хозяйства, ее отличительные особенности.
В Украине запрещены ночные автобусные перевозки
15 ноября вступил в силу совместный приказ МВД и Минтранса от 19 октября 2010 номер 765/504, запрещающий перевозку пассажиров
Медведев:
Об этом глава государства заявил на пресс-конференции в Сколково Один из заданных главе государства вопросов касался
Mercedes-Benz Sprinter 311 CDI – самый популярный малотоннажник 2010 г
По результатам продаж малотоннажников Mercedes-Benz в России (2123 единиц) в 2010 г. на сегмент больших вэнов пришлось 78 %
Главное меню
Транспортная система России
Организация перевозок грузов
Международное транспортное право
Транспорт как отрасль народного хозяйства, ее отличительные особенности.

Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения лю­дей и предпринимательства при помощи изменения геогра­фического положения товаров и людей.

Транспорт создает полезное пространство. Это сила, ос­вобождающая естественные, искусственные и трудовые ре­сурсы из мест, где они приносят мало пользы, и перемещая их в места, где польза может быть реализована полностью.

Транспорт — это средство удовлетворения потребностей посредством перевозки грузов и пассажиров.

С экономической точки зрения транспорт является одним из определяющих элементов производственно-коммерческо­го процесса. "Товар" в экономическом смысле не является полностью "готовым", пока он фактически не доставлен ко­нечному потребителю, который должен его использовать.

Экономисты различают два типа разрывов между произ­водством и потребителями: во времени и в пространстве.

Разрыв во времени вытекает из того, что изготовленные сегодня товары могут потребоваться только завтра или через некоторое время. Этот разрыв устраняют, используя склади­рование, связанную с этим технику и оборудование, а также технологию защиты товаров от порчи.

Пространственный разрыв обусловлен тем, что произ­водство и потребители редко находятся в одном месте. Транспорт сам по себе является важным фактором со­здания все больших и больших разрывов между производ­ством и потребителем. Парадоксальная особенность транспорта состоит в том, что средство, предназначенное для преодоле­ния брешей между производством и потребителями, часто может способствовать расширению этих разрывов.

Транспорту свойственна сильная зависимость от внешних воздействий. По своей природе он связан с преодолением препятствий и дальними маршрутами.

Транспорт во многих случаях выступает как катализатор повышения уровня активности экономики. Связывая произ­водство и потребителей, он позволяет расширить масштабы производства и потребления.

В условиях свободного предпринимательства фирмы под­держивает транспорт только в том случае, если он прибы­лен. Только прибыль является стимулом предприниматель­ства. Любые капиталовложения должны обеспечить отдачу. Если этого не произойдет, капитал не будет возобновлять­ся, когда существующее имущество морально износится или устареет физически.

В рыночных условиях транспорт всегда приносит прибыль. Монополизация транспорта делает его сверхприбыльным.

Транспортно-логистические системы потенциально не могут раскрыть все свои возможности, если не будут разрешены комплекс­ные транспортные проблемы вне их рамок. Реализация транспортно-ло­гистических каналов по продвижению материальных пото­ков (материальных ресурсов на этапе заготовок, товарных потоков на этапе распределения и сбыта) практически невоз­можна без привлечения транспорта. Решение о выборе кана­лов продвижения материальных потоков в значительной сте­пени зависит от элементов транспортной системы, участие которых предполагает выполнение в том или ином варианте комплекса транспортно-перемещающих работ.

Роль транспорта в макро- и макроэкономике очень вели­ка. Большая часть логистических операций на пути продви­жения материальных потоков от первичного источника гене-рации до конечного потребителя осуществляются с приме­нением различных транспортных средств.

Актуальность транспортных проблем подтверждается тем, что около 50% всех затрат на транспортировку связано с транспорт­ными издержками.

Элементы прогресса транспортировки образуют единую транспортную систему, которая является одной из важней­ших подсистем макрологистических систем. Управление ма­териальными потоками на региональном, национальном или межнациональном уровне является одним из основных на­правлений макроэкономической политики любого государства. Даже в слаборазвитых странах, где речь не идет о создании микрологистических систем, государство решение вопросов экономического развития начинает с создания определенной модели макрологистической системы, основными составляю­щими которой являются транспорт, связь, объекты инфра­структуры продвижения материальных потоков (дороги, тер­миналы, линии связи и т. д.).

Никакая экономика не может прогрессивно развиваться, если не создана эффективная функциональная модель транс­портной системы. Таким образом, становится очевидным, что транспорт является не просто одним из элементов логисти­ки, а основным средством, с помощью которого логистика, независимо от ее масштабов, прагматически выражается в существующей реальности.

По своей природе возникновение транспортно-логистических процес­сов характеризуется в условиях рыночных отношений боль­шой степенью неопределенности. Грузоотправители прибега­ют к услугам транспортных структур при возникновении оп­ределенной потребности. В то же время управляемость макро-и микрологистическими процессами предполагает, что пере­возки должны так же планироваться (прогнозироваться), как и производство продукции. Транспорт становится интегриро­ванной частью управления выпуском и реализацией товаров, так как процесс воспроизводства предполагает удовлетворе­ние текущих потребностей покупателей. Развитие рыночных отношений стимулирует развитие процессов производства, а это ведет к мультипликационному возрастанию количества транспортных связей и ужесточению требований к его на­дежности.

Исходя из этого, в структуризации макрологистических систем приоритетное внимание уделяется транспорту, уп­равление которым нередко выделяется в самостоятельный блок, получивший название транспортного обеспечения коммерческой деятельности. Транс­портное обеспечения к.д. основывается на оптимальном сопряже­нии экономических интересов отправителя, генерирующего материальные потоки, получателя и комплекса транспорт-но-технических систем, объединяющего магистральный и производственный транспорт.

Одной из особенностей транс­портного обеспечения к.д.  являет­ся кооперированное использование подвижного состава всех трех категорий участников процесса продвижения матери­альных потоков. Транспортно - логистический подход в создании и функци­онировании комплексных транспортных систем обусловлива­ет организацию транспортно-перемещающих работ по совме­стимым технологиям, легко адаптируемым к конкретным динамичным условиям.

Локальные технологические процессы, протекающие в макрологистических системах во всех ее звеньях, имеют ряд особенностей, которые зависят от рода груза, вида транс­порта и его структуры, отраслевой характеристики, состоя­ния элементов транспортного процесса. Для реализации це­лей, задач и функций логистики на этом уровне необходимо, чтобы разнородные  транспортные технологии могли быть объединены в единый технологический процесс объединяю­щими моментами, в котором должно быть соблюдение еди­ных транспортно обеспечивающих  принципов (синергизма, комплексности, гибкости, целесообразности и др.) и единых требований.

Генеральной функцией транспортной логистики являет­ся управление материальными потоками по всей протяжен­ности  транспортных каналов, от источника генерации до места назначения. Целью транспортной логистики является продвижение материальных потоков до получателя строго по графику в установленное время, с минимальными затратами для всех участников товародвижения.

Чтобы этого добиться, нужно чтобы производственно-транспортные и транспортно-сбытовые процессы были со­пряжены по максимуму параметров на основе интеграции снабжения, производства, транспорта, сбыта, потребления и информационной среды.

Реализация концепции транспортного обеспечения на транспорте помогает найти рациональные решения сложнейших социально-эко­номических задач в реальном режиме времени и на перспек­тиву. Иначе говоря, когда, где и в каком объеме должны быть произведены ресурсы и куда доставлены для потребле­ния. Ресурсы, образующие соответствующие потоки, пред­ставляют собой материалы, товарную продукцию, рабочую силу, информацию, денежные средства, а также энергоре­сурсы.

Однако следует заметить, что если методология логисти­ки на практике не подкрепляется материально-технической базой, то предпринимаемые в этом направлении усилия бу­дут малоэффективны.

Предметом транспортного обеспечения является совокуп­ность задач, связанных с оптимизацией коммерческих потоковых процес­сов. Например:

♦  Оптимизация вида и типа транспортных средств.

♦  Совмещение элементов различных транспортных сис­тем.

♦Комплексное планирование транспортно-складских и производственных процессов.

♦  Рационализация маршрутов продвижения материальных (грузовых) потоков.

♦  Интеграция транспортных и складских процессов в еди­ный технологический алгоритм и др.

В транспортном обеспечении по назначению выделяют две основные ка­тегории транспорта:

1.  Транспорт общего пользования. Это совокупность от­раслей сферы материального производства, которые обес­печивают потребности субъектов хозяйствования и населе­ния в продукции транспорта.

Понятие "транспорт общего пользования" охватывает:

♦ железнодорожный транспорт;

♦ водный транспорт;

♦ автомобильный транспорт;

♦ воздушный транспорт;

♦ трубопроводный транспорт;

Продукция транспорта представляет собой перевозки грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслу­живает, в основном, сферу обращения и потребления. За дан­ной категорией транспорта закрепилось также название ма­гистральный транспорт.

2.  Производственный транспорт. Это транспортные сред­ства и обеспечивающие их функционирование инфраструк­турные элементы, принадлежащие предприятиям, органи­зациям и учреждениям не транспортного профиля. Роль про­изводственного транспорта состоит в обеспечении связи его владельца с транспортом общего пользования. Связь осуще­ствляется через транспортные средства, подъездные и тех­нологические пути и т. д.

В связи с тем, что продукцией транспорта является не конкретная материальная вещь, а комплекс определенных действий под обобщающим названием — перевозки, в транс­портной логистике всегда является актуальной проблема ка­чества управления.

Комплексным критерием качества управления логисти­ческими процессами в сфере транспорта является степень рационализации совокупных перевозок. К сожалению, на прак­тике разобщенность действий участников транспортных про­цессов приводит к появлению нерациональных грузовых пе­ревозок.

Нерациональными считаются те грузовые перевозки, которые увеличивают затраты труда и средств по сравнению с затратами рациональной организации транспортировки. К ним относятся следующие виды нерациональных перевозок:

♦  встречные;

♦  чрезмерно дальние;

♦  излишние;

♦  кружные;

♦  повторные.

Встречными называются перевозки, когда на одном и том же транспорте или других видах транспорта однородная продукция перевозится в противоположном направлении. Та­кие перевозки могут быть явно встречными, когда грузовые потоки одновременно продвигаются в противоположных (встречных) направлениях по одному и тому же участку пути. Различают также скрытные встречные перевозки, когда однородные грузы перевозятся в противоположных направ­лениях по разным грузовым участкам пути.

Чрезмерно дальние перевозки — это те, при которых грузовые потоки поступают в пункты назначения из отда­ленных районов при наличии возможности генерации анало­гичных потоков из близко расположенных источников.

Излишними перевозками называются те грузовые по­токи, которые направлены в пункты назначения, где одно­родная продукция уже имеется в достаточном количестве.

Повторные перевозки, при которых грузовой поток от гру­зоотправителя следует не прямо к потребителю, а поступает в промежуточное звено логистической цепи (на базу, склад...), а оттуда в том же объеме на том же виде транспорта, для пере­движения в другие звенья или непосредственно потребителям.

Кружными считаются те перевозки, которые осуществ­ляются не по кратчайшим расстояниям.

Нерациональные перевозки приводят к повышению логис­тических и в первую очередь транспортных издержек, к до­полнительной загрузке транспортных путей, к потере синер-гического эффекта по макрологистической системе в целом.

Зарубежными экспертами регулярно проводятся иссле­дования по оценки качества транспортных услуг на локальном уровне. Анализ этих результатов был проведен в разде­ле, посвященном логистическому сервису.

Рассматривая содержание материальных потоков в сфере транспорта, следует отметить, что они принимают форму динамичных материальных потоков. Чтобы нацелить потоко­вые процессы вне микрологистических систем и конкретизи­ровать их в сфере транспорта, потоки материальных и товар­ных ресурсов называются грузовыми потоками. Таким обра­зом, грузовой поток — это некоторое количество грузов (материальных, товарных ресурсов), перевозимое отдельны­ми видами транспорта в определенном направлении от пункта отправления до пункта назначения за определенный период.

Совокупный грузовой поток представляет собой сумму отправленных со станций, пристаней, портов и т. д. отдель­ных потоков по родам грузов.

Деятельность по управлению грузовыми потоками в транс­портной логистике, как и любая другая производственно-хо­зяйственная деятельность, основывается на всестороннем анализе и планировании (прогнозировании) соответствующих процессов. В данном аспекте можно выделить несколько ос­новных направлений, которые в дальнейшем будут раскры­ты более подробно:

1. Проведение комплексного анализа использования транс­портных средств, привлекаемых к продвижению грузовых потоков.

Здесь является обязательным:

♦  Анализ технико-экономических показателей работы транспорта по обеспечению потоковых процессов.

♦  Определение тенденции и динамики потоковых процес­сов по обобщающим критериям и конструктивным характе­ристикам.

♦  Определение согласованности транспортно-складских логистических работ, выявление факторов, синхронизирую­щих и асинхронизирующих смежные операции.

♦  Выявление потенциальных резервов в повышении эф­фективности логистики на транспорте. ♦  Определение потенциальных возможностей по погру-зочно-разгрузочным работам и объемам хранения во всех звеньях логистической цепи, включая грузоотправителя и грузополучателя.

2.  Изучение потребителей структуры транспорта. Сюда включается:

♦  Структуризация потребителей по видам: грузоотправи­тели, грузополучатели; по характеру потребления: постоян­ные, сезонные, временные; а также по объемам перевози­мых грузов; по характеру перевозок (транзитные, складские); по видам перевозимых грузов; по ритмичности генерируе­мых потоков и т. д.

♦  Составление базы данных, в которую входят досье (кар­точки) потребителей с фиксацией всей информации о потре­бителях и деловых взаимоотношениях с ними.

3.  Составление дислокационных карт по потребителям и всем транспортным структурам полигона обслуживания.

4.  Определение расстояний по максимальному числу ва­риантов перевозки грузов.

5.  Определение средних объемов поставки продукции за единицу времени (сутки, месяц, год) и их согласование с потребителями.

6.  Группировка потребителей по направлениям, объемам перевозки и другим характеристикам на основании имеющихся и прогнозируемых заказов.

7.  Обоснование и выбор подвижного состава для обеспе­чения грузопотоков.

8.  Маршрутизация грузопотоков на основе проведения со­ответствующих расчетов.

9.  Формирование комплекса логистических услуг, сопро­вождающих транспортно-перемещающие работы.

10.  Разборка алгоритмов и технологических карт по вы­полнению логистических работ и операций.

11.  Выбор стратегии и тактики ценообразования на про­дукцию транспорта.

12.   Утверждение согласованных графиков продвижения грузопотоков.

13.   Разработка мер экономического стимулирования ра­ботников, участвующих в процессе транспортировки.

14.  Определение и детализация ключевых моментов взаи­моотношений и взаимодействий с государственными струк­турами управления.

В настоящее время на транспорте многих стран действу­ют различные логистические организации в виде специали­зированных центров, агентств или других структур.

Показательными являются региональные логистические образования на французских железных дорогах. По заказу клиентов они проводят комплексный анализ грузопотоков и распределение их по логистическим каналам и транспорт­ным сетям.

На основе анализа данных разрабатываются обоснован­ные программы и планы мероприятий, например, по:

♦  Оптимизации грузопотоков, осуществляемых различны­ми видами транспорта.

♦  Способам распределения перевозок между транспорт­ными системами.

♦  Формированию и структуризации грузовых потоков.

♦  Установлению хозяйственных связей и заключению до­говоров (контрактов) на перевозку и оказание дополнитель­ных логистических услуг.

Цель подготавливаемых для клиентов рекомендаций и предложений заключается в повышении эффективности уп­равления потоковыми процессами в макрологическом про­странстве. Это выражается в оптимизации грузопотоков, соблюдении сроков доставки грузов, повышении надежности и регулярности перевозок, синхронизации транспортно-пе-ремещающих работ с процессами производства, обращения и потребления, сохранности товаров и т. д.

Привлекает внимание порядок перегруппировки товаров в грузопотоках при смешанных перевозках. Значительные успехи достигнуты по повышению рентабельности перевозокза счет укрупнения грузопотоков и рационализации многих логистических операций. Во Франции концентрация грузопо­токов стимулируется гибкой тарифной политикой, в соответ­ствии с которой массовые перевозки грузов осуществляются по сниженным тарифам и в приоритетном порядке.

В заключение добавим, что в сфере транспорта во мно­гих странах существует множество других организаций, оказывающих логистические услуги в соответствии с тре­бованиями рынка. Например, организации по осуществле­нию экспедиторской деятельности, охранные структуры, информационно-вычислительные центры и проч.

 
     
© 2010 - 2020 transport-law.ru