Главная Современное состояние транспортной системы России. Общая характеристика транспорта в России. Роль транспорта в экономике страны.
В Украине запрещены ночные автобусные перевозки
15 ноября вступил в силу совместный приказ МВД и Минтранса от 19 октября 2010 номер 765/504, запрещающий перевозку пассажиров
Медведев:
Об этом глава государства заявил на пресс-конференции в Сколково Один из заданных главе государства вопросов касался
Mercedes-Benz Sprinter 311 CDI – самый популярный малотоннажник 2010 г
По результатам продаж малотоннажников Mercedes-Benz в России (2123 единиц) в 2010 г. на сегмент больших вэнов пришлось 78 %
Главное меню
Транспортная система России
Организация перевозок грузов
Международное транспортное право
Общая характеристика транспорта в России. Роль транспорта в экономике страны.

Органическими частями транспортной системы являются желез­ные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных авиалиний. Помимо путей сообщения, транспорт распола­гает и средствами для перемещения грузов — это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техниче­ским устройствам и сооружениям транспорта относят станции, де­по, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического об­служивания и т.п.

В зависимости от стратегии и задач фирмы, компании определяют выбор транспорта для доставки груза. При этом учиты­вается размещение производства, технико-экономические особен­ности различных видов транспорта, определяющие сферы их ра­ционального использования.

В настоящее время в России продолжается начавшееся в 90-е годы ХХ в. разгосударствление и приватизация транспортного и складского хозяйства. Интенсив­но формируется и систематизируется рынок транспортных и транспортно-экспедиционных услуг.

Следует добавить, что общегосударственный парк транспортных средств находится в неудовлетворительном состоянии, т.к. не развивается строительство новых транспортных средств с использованием новых технологий и как следствие не происходит обновление старого подвижного состава. Технические характеристики эксплуатируемых транспортных средств и систем значительно от­стают от современного мирового уровня Западных стран, и, в первую очередь, по экономичности, безопасности, техническому состоянию и другим важным показателям.

Степень износа транспортных средств в целом по транспортному комплексу составляет свыше 50%, а по воздуш­ным судам — 70%.

Неразвивающееся производство, стабильный рост цен, инфляционные процессы и сни­жение платежеспособности клиентов способствуют снижению инвестиций в развитие транспорта. Поэтому значительно уменьшены за­пуски и обновление транспортных средств. Все виды транспорта имеют свою материально-техническую базу, документацию и технико-эксплуатационные показатели ра­боты. Детально все эти элементы изучают специалисты транспор­та, а работники обеспечивающие транспортно-информационные потоки  должны иметь представление о таких эле­ментах, которые встречаются им в практической деятельности при решении транспортно-обеспечивающих задач.

"Внимание высшего государственного руководства России к развитию транспорта и транспортной инфраструктуры в нашей стране более чем оправдано. Эта тема рельефно прозвучала в президентском Послании Федеральному Собранию РФ 2007 года.

Развитие транспорта и транспортной инфраструктуры в России имеет особое значение как для экономики, так и для обеспечения национальной безопасности, для сохранения и укрепления единства нашей страны.   Исключительно велико значение многих видов транспорта и для интеграционных процессов в рамках СНГ. Здесь, в частности, особую роль играет железнодорожный транспорт.

Россия и другие страны СНГ при лидирующей российской роли в развитии транспорта и транспортной инфраструктуры могут и должны сыграть значительно более крупную роль в глобализирующейся экономике, характеризующейся прежде всего опережающим ростом внешней торговли по отношению к росту ВВП отдельных стран.

Сейчас особенно важную роль играет именно интеграция различного типа транспортных магистралей, транспортных узлов и самой современной системы транспортного обеспечения и логистики - приема, обработки грузов, их перевалки, работы таможни и т.п.

Здесь необходимо внедрение самых передовых технологий, в том числе все более сложных компьютерных систем с соответствующими программными продуктами, и все более совершенных навигационных систем, особенно с использованием такой системы космической навигации, как ГЛОНАСС.

"Рост объемов перевозок, развитие транспортной инфраструктуры, средств транспорта станет еще одним "локомотивом" для роста и различных средств связи, навигации, обработки данных на основе отечественных технологий и будет способствовать, в том числе, развитию отечественной электроники".

Транспортно-коммерческие системы: понятие, основные черты и свойства

Наиболее распространенное и используемое в отечественной литературе определение транспортной системы гласит: «Транспортная система — это  функционально-адаптированная сис­тема с обратной связью, выполняющая те или иные транспортно-обеспечивающие и распределительные операции и функции.

Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой»1.

В качестве транспортной системы можно рассматривать  грузо (товаро) отправителя, перевозчика  и грузо (товаро) получателя и т.п.

Цель транспортной систе­мы — доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном ко­личестве и ассортименте, в максимально возможной степени под­готовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек с минимальными финансовыми расходами.

Зарубежные ученые и специалисты в области  транспортного обеспечения чаще используют понятие «Транспортная цепь/цепь поставок», а транспортную систему трактуют как процесс «планирования и ко­ординации всех аспектов физического движения материалов, ком­понентов и готовой продукции для минимизации общих затрат и обеспечения желаемого уровня сервиса».

С позиций системного подхода к организации бизнеса можно дать следующее определение.

Транспортная система — это относительно устойчивая сово­купность звеньев (структурных/функциональных подразделений компании, а также поставщиков, перевозчиков, потребителей и транспортно-обеспечивающих посредников), взаимосвязанных и объединенных единым управле­нием корпоративной стратегии организации бизнеса.

Использование понятие «транспортная сеть» позволяет дать более короткое определение.

Транспортная система — совокупность транспортно-логистической сети и системы администрирования, формируемая компанией для реали­зации своей  обеспечивающей стратегии (тактики).

Для транспортно-обеспечивающих систем первой категории полноты охвата взаимосвязанных компонентов характерно выполнение функций организации упаковки  продукции, готовой к отправлению, и ее транспорти­ровки к потребителям. Такая система обеспечивает  функциональность на выходе путем правильного и своевременного реагирования на ежедневные пики и колебания в заявках потребителей и не­предвиденные задержки при доставке продукции в процессе удов­летворения этих заявок. Для  транспортно обеспечивающих систем второй степени полноты охвата компонентов характерно распространение их компетенции до вы­ходов собственно производства. Подобные системы наряду с охва­том системы транспортировки продукции к потребителям и скла­дов готовой к отправлению продукции, что свойственно системам первой степени полноты, охватывают также внутриорганизационные склады готовой продукции. В функции таких систем входят обра­ботка заказов, обслуживание потребителей, хранение готовой продукции на предприятии и управление внутриорганизационными запа­сами готовой продукции.

Для   транспортно-обеспечивающих систем третьей степени полноты охва­та обеспечивающих компонентов характерно распространение их компетенции до­полнительно (по сравнению  с системами второй степени полноты охвата компонентов) на отправные терминалы, систему обеспечения коммерческого транспорта расходными и функциональными материалами и  компонентами, транспортно-навигационное обеспечение  и экспедиционное сопровождение, обеспечение своевременности, комплексности и качества непосредственно до места доставки В соответ­ствии с этой расширенной компетенцией такие транспортно-обеспечивающие системы, дополни­тельно к рассмотренным ранее, выполняют функции управления транспортировкой, самим транспортным средством, сопровождением, сохранностью и приемкой грузов в системе грузопотоков так же дает возможность обеспечить комплекс финансово-юридических гарантий при помощи совокупного транспортно-экспедиционного обслуживания.

Наконец,  транспортно-обеспечивающие системы четвертой степени пол­ноты охвата компонентов распространяют свою компетенцию на все элементы и стадии  сбытового и транспортного процесса, включая планирование и управление собственно  всеми стадиями транспортировки грузов.

Транспортно-обеспечивающая система обладает определяющими свойства­ми, характерными для любой системы, но конкретизированными применительно к задачам  транспортного обеспечения коммерческой деятельности.

Комплексность и делимость. Элементы транспортно-обеспечивающей си­стемы должны работать как единое целое для реализации потен­циальной способности к объединению и совместной работе. Взаимозависимость элементов. Между элементами транспортного обеспечения коммерческой деятельности всей системы существуют вполне определенные связи как ор­ганизационного (в том числе договорного) характера, так и техно­логические и производственные, более существенные, чем элементы, оказавшиеся вне этой системы.

Организованность совокупности элементов. Потенци­альные возможности элементов  транспортно-обеспечивающей системы образо­вывать взаимосвязи и объединяться в единую совокупность реализовываются в  системе, если к этим  частям будут применены оп­ределенные организующие воздействия, направленные на дости­жение целостности.

Интеграционные качества. Это свойство заключается в том, что  транспортно-обеспечивающая система, как единое целое, проявляет ка­чества, которыми элементы  транспортно-материальных и информационных по­токов, объединяемых в  систему, по отдельности не обладают. Для этого свойства есть емкое выражение: эффект суммы превышает сумму эффектов.

Сложность. Сложность  транспортно-обеспечивающих систем характеризу­ется такими основными признаками, как наличие большого числа элементов (звеньев); многофакторный характер взаимодействия между отдельными элементами; содержание функций, выполняе­мых системой; структура организованного управления; воздейст­вие на систему неопределенного числа стохастических факторов внешней среды.

Иерархичность. Подчиненность элементов более низкого уровня (порядка, ранга) элементам более высокого уровня, что ка­сается линейного или функционального  транспортного  управления.

Эмерджентность (целостность). Свойство системы вы­полнять заданную целевую функцию, реализуемое только  транспортно-обеспечивающей системой в целом, а не отдельными ее звеньями или под­системами.

8. Структурированность. Предполагает наличие опреде­ленной организации структуры  транспортно-обеспечивающей системы, состоя­щей из взаимосвязанных объектов и субъектов управления и обеспечивающих ее декомпозицию.

Для  функциональных транспортно-обеспечивающих систем важным фактором является спо­собность быстро реагировать на изменения рынка, а также учиты­вать различные изменения внешней среды. К этим изменениям внешней среды могут относиться изменения спроса и предложе­ния на товары и услуги,  модернизация оборудования, изменение авто­мобильных, ж/д и др. транспортных тарифов, ввод или вывод из строя тех или иных транспортных каналов, изменения ставок  в тарифах экспедиционного  обслуживания.

Ввиду таких особенностей все элементы  транспортно-обеспечивающих сис­тем представляют собой единую систему, имеющую обратную связь и гибко реагирующую на все происходящее.

Характер выполняемых  транспортно-обеспечивающих операций изменяется по ходу функционирования системы под воздействием изменяю­щихся внешних условий.

Транспортно-обеспечивающие системы для целей исследования и проектиро­вания подразделяются на подсистемы, звенья и элементы.

Подсистемой транспортно-обеспечивающей системы называется выделен­ная в соответствии с организационной структурой совокупность элементов и звеньев  транспортной  системы, которая позволяет решать задачи  транспортно-обеспечивающего администрирования системы в це­лом и/или управления комплексом  транспортно-обеспечивающих функций в от­дельной сфере бизнеса компании.

Выделяются два основных комплекса подсистем: функцио­нальный и обеспечивающий. Функциональный комплекс соответ­ственно управляет основными  транспортно-обеспечивающими функциями (транспортировкой,  грузопереработкой, упаков­кой,  видовым разнообразием транспортировки в заданной номенклатуре грузов и т.д.) в  экспедиционном обслуживании и распределении. Поэтому выделяются подсистемы: дистрибьюции (сбыта/распре­деления); поддержки транспортно-производственных процессов; снабжения (управления закупками и распределением как по времени, так и по колличеству).

Обеспечивающий комплекс традиционно включает организа­ционно-экономическую, правовую и информационно-компьютер­ную поддержку, экологическое и эргономическое транспортное обеспечение  коммерческой деятельности предприятия.

Звеном транспортно-обеспечивающей системы называется некоторый эко­номически и/или функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или синтеза  транспортно-обеспечивающей системы и выполняющий ло­кальную целевую функцию. В качестве звеньев  транспортно-обеспечивающей си­стемы могут выступать предприятия-поставщики,  предприятия оказывающие транспортное обслуживание, экспедиционные предприятия, торговые и посреднические организации, охранные бюро и банки и т.п.

Реальными звеньями, из которых может состоять  транспортно-обеспечивающая система, являются:

-        различные формы собственности и организационно-право­вые формы;

-        различия в характере и целях функционирования;

-        различия в  способах транспортировки в зависимости от видовых характеристик грузопотоков, уровне концентра­ции транспорта в производственном процессе обеспечивающих предприятий, используемом технологическом оборудо­вании, потребляемых ресурсах;

-        рассредоточенность технических средств и трудовых ресурсов на большой территории;

-        экстерриториальность и высокая мобильность средств транс­порта;

-        зависимость результатов деятельности от большого числа внешних факторов и смежных звеньев;

-        и др.

Звенья  транспортно-обеспечивающей системы могут быть трех основных ти­пов: генерирующие, преобразующие и поглощающие материаль­ные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки. Часто встречаются смешанные звенья  транспортно-обеспечивающих систем, в которых указанные три основные типа звеньев комбинируются в различных сочетаниях. В звеньях  транспортно-обеспечивающей системы матери­альные (информационные, финансовые) потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять свое содержание, параметры, интенсивность и т.п.

Элемент транспортно-обеспечивающей системы — неделимая в рамках по­ставленной задачи управления или проектирования часть звена  транспортной системы (подсистемы).

Выделение элемента определяется низшим уровнем декомпо­зиции  транспортно-обеспечивающей системы и вызвано необходимостью обособ­ления операции или их совокупности с целью оптимизации ресур­сов, построения модели  эффективной транспортировки  или его структурных подраз­делений, моделирования бизнес-процессов.

Роль и значение транспорта

  1. Экономическая роль
  2. Политическое значение – объединяет области, края, государства, создает международные связи
  3. Социальное значение – обеспечивает трудовые и бытовые поездки людей
  4. Культурная функция
  5. Оборонное значение
 
     
© 2010 - 2016 transport-law.ru