Для различных правовых ситуаций понятия перевозка и пассажир не являются постоянными.
Термин перевозка используется как в транспортном, так и в правовом контексте. В первом случае - это техническое и технологическое действие по перемещению в пространстве пассажира (либо груза) с использование транспортного средства. Во втором случае перевозка - это особые договорные отношения, регулируемые гражданским законодательством (гл. 40 ГК «Перевозка»). Перевозки пассажиров можно разделить на три типа:
перевозки пассажиров, выполняемые в порядке предоставления возмездных или безвозмездных услуг. В этом случае должны присутствовать необходимые признаки сделки договорного типа: перевозка выполняется по договору перевозки; договор перевозки заключается с соблюдением принципов равенства сторон и свободы выбора (в том числе и с учетом требований законодательства в отношении публичного договора). Примерами таких услуг являются коммерческие перевозки пассажиров автобусами, таксомоторами, железнодорожным подвижным составом, судами и воздушными судами. Сюда же следует отнести и бесплатную перевозку ветеранов на организованное для них юбилейное мероприятие, поскольку в данном случае ветераны получают от организатора или перевозчика услугу в порядке осуществления безвозмездного договора (ст.423 ГК);
перевозки пассажиров, выполняемые в процессе деятельности различных организаций и органов управления, но не являющиеся услугами по перевозке в правовом понимании. Такие перевозки можно называть служебно-технологическими. К служебно-технологическим перевозкам относятся: перевозки работников организаций и органов управления на служебных автомобилях; перевозки рабочих к месту работы без взимания проездной платы автобусом предприятия (организации) или арендованным этим предприятием (организацией) за свой счет. Если за такие перевозки взимается плата (например, путем удержания некой суммы из заработной платы работника), то налицо оказание услуг по перевозке пассажиров. Однако нельзя признать платой, например, введение в организации талонной системы пользования служебными автомобилями, когда работнику дают на определенный срок лимитированное число бесплатных талонов в целях регулирования числа его поездок;
перевозки пассажиров, осуществляемые гражданами в быту при использовании принадлежащих им, доверенных им или арендованных ими транспортных средств. Такие перевозки по экономической классификации следует отнести к деятельности в домашнем хозяйстве. Главные правовые признаки таких перевозок пассажиров - отсутствие
коммерческой основы и удовлетворение личных интересов. Поэтому если автомобилист везет приятеля и получает с него за это компенсацию, то он занимается предпринимательской деятельностью, т.е. оказывает услугу по перевозке.
В зависимости от того, какая именно перевозка имела место, будет наступать определенная ответственность перевозчика (водителя) за вред, причиненный пассажиру, его ручной клади и багажу при перевозке.
В свою очередь, пассажир также может рассматривать в технологическом и правовом аспектах. В первом случае пассажир является объектом перевозки. Во втором случае пассажир будет участником многообразных правоотношений, возникающих у него с перевозчиком. Такие отношения могут иметь различные последствия и регулируются гражданским, административным, уголовным и транспортным законодательством. В частности, достаточно сложные отношения возникают в случае муниципальных перевозок на городском транспорте. Участниками таких отношения становятся три стороны: пассажир; перевозчик; орган местного самоуправления или орган государственного управления субъекта федерации, как заказчика муниципальных перевозок
При оказании услуг под пассажиром понимают физическое лицо, являющееся непосредственным получателем данной услуги по перевозке. Находящиеся в транспортном средстве члены экипажа, кондукторы и лица, осуществляющие линейный контроль за перевозками, к пассажирам в этом случае не относятся.
Для возникновения некоторых прав у получателя услуги важно, чтобы он выполнял свои обязательства пред перевозчиком. Например, в городском автобусном сообщении действует правило, согласно которому пассажир обязан оплатить свой проезд до следующего после посадки остановочного пункта. Воспользовавшийся городским автобусом человек получает права пассажира авансом в момент посадки в автобус и располагает такими авансированными правами до прибытия на очередной остановочный пункт. После оплаты проезда получатель услуги утверждается в правах пассажира. Если же получатель услуги несвоевременно оплатит свой проезд, то до момента исправления этого нарушения он утратит права пассажира как получатель услуг. Такой нарушитель сможет при возникновении спорных ситуаций требовать только возмещения вреда, причиненного ему транспортным средством, как источником повышенной опасности. Не оплативший проезд человек по сути своих действий совершает неправомерное пользование оказываемой услугой. Нарушители ни в коем случае не освобождаются от установленных обязанностей пассажира.
Иная ситуация возникает при транспортных происшествиях, когда к пассажирам относят всех лиц, которые в момент происшествия находились в транспортном средстве, но не осуществляли функции по управлению этим транспортным средством. Поэтому в данном случае подменный водитель, кондуктор, и контролеры имеют статус пассажира.
При выполнении перевозок пассажиров без оказания услуг все лица, кроме водителя, находившиеся в транспортном средстве, рассматриваются как пассажиры в смысле законодательства по безопасности дорожного движения. Меры по защите прав потребителя в отношении таких пассажиров не действуют, поскольку нет факта оказания услуг в смысле гражданского законодательства и соответствующие пассажиры не могут быть отнесены к числу потребителей в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей». Однако в отношении таких пассажиров действуют нормы гл. 59 ГК «Обязательства вследствие причинения вреда».
К перевозкам пассажиров условно относят также перевозку ручной клади (вещей при пассажире), багажа и грузобагажа. Правила отнесения вещей к указанным категориям установлены дифференцировано по видам транспорта.
Перевозки пассажиров в ГК рассматриваются в гл. 40 «Перевозка». На перевозки пассажиров распространяются как общие требования, предъявляемые к перевозкам, так и специальные, касающиеся перевозок пассажиров. Перевозка пассажиров и багажа осуществляется - на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа перевозчик также обязуется доставить багаж в пункт назначения выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
За перевозку пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основанж тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и Щ&таШи ТСакШБЖ$ Шй&\ \Н}ава в \в^вдц гозер^смотд^нном соответствующим транспортным уставом или кодексом, перевозить с собой детей бесплатно или на иных условиях, провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм, сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Перевозчик обязан доставить пассажира и багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок.
Ответственность за нарушение обязательств по перевозке установлена ГК, транспортными уставами и кодексами. За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства ъ пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщении) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающих жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату. Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение багажа, происшедшие после принятия багажа к перевозке и до выдачи его лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке багажа, возмещается перевозчиком: в случае утраты или недостачи багажа - в размере стоимости утраченного или
недостающего багажа; в случае повреждения (порчи) багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного багажа - в размере его стоимости; в случае утраты багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности - в размере объявленной стоимости багажа. В таких случаях также возвращается и плата за перевозку багажа.
Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, определяется по правилам гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» ГК, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.
Наиболее массовыми являются перевозки пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом. Раздел 4 УАТ «Перевозки пассажиров, багажа и почты» предусматривает возможность перевозок пассажиров легковыми автомобилями и автобусами. Автобусные маршруты по сложившемуся порядку подразделяются гк г и;,у сообщения на: городские, пригородные, междугородные, сообщения между субъектами федерации (межреспубликанские, межобластные) и международные. Различают перевозки по регулярным автобусным маршрутам (работают по расписанию) и перевозки разовые. Перевозки по регулярным маршрутам могут выполняться в традиционном поостановочном режиме движения, либо с остановками по выбору пассажира (ранее назывались перевозками маршрутными такси, но теперь в нормативно-технической документации такой термин не употребляется. Таксомоторные перевозки рассчитаны на удовлетворение индивидуальных запросов - таксомотор работает не на маршруте, а перевозит пассажиров по разовым заявкам, расчеты с пассажиром ведутся по показаниям таксометра. Маршрутные перевозки являются коллективными. Отсюда термин маршрутное такси содержит внутреннее противоречие.). Таксомоторы обслуживают население городов и могут выезжать в пригородную зону на расстояние, обусловленное правилами организации перевозок.
УАТ содержит базовые правила выполнения автомобильных перевозок пассажиров и багажа, правила продажи, использования и возврата билетов, а также возврата провозной платы при невыполнении договора перевозки или отказе пассажира от поездки, условия обслуживания пассажиров на автовокзалах, правила провоза ручной клади и багажа, правила рассмотрения жалоб пассажиров и проч.
На автовокзалах и автостанциях до пассажиров доводится информация о расписании автобусов, правил перевозок пассажиров и багажа, время работы касс.
Перевозки пассажиров на городском электрическом транспорте (троллейбус, трамвай, метрополитен) производится по правилам, схожим с установленными для городских автобусных перевозок.
Большое развитие получили туристские перевозки пассажиров. При этом перевозка туриста может являться либо самостоятельной услугой, на оказание которой заключается отдельный договор перевозки и выдаются соответствующие проездные документы, либо перевозка туриста входит составной частью в туристско-экскурсионную услугу, являясь поэтому дополнительной услугой по отношению к основной. В таком случае отношения туриста с производителем услуг регулируются Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.96 № 132-ФЗ.
Служебно-технологические перевозки пассажиров могут осуществляться путем использования автомобилей, принадлежащих работникам организации. В этом случае работнику выплачивается денежная компенсация расходов на эксплуатацию автомобиля в интересах организации. Размеры компенсации регламентированы Минфином РФ,
|