Договорные отношения по перевозке грузов любыми видами транспорта регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее - ГК Республики Беларусь) (глава 40), а также "транспортными уставами и кодексами, иными актами законодательства и издаваемыми в соответствии с ними актами республиканских органов государственного управления" (п. 2 ст. 738 ГК Республики Беларусь). Условия договора перевозки - содержание прав, обязанностей, ответственности, порядок расчетов и т.д. - могут быть установлены определенными нормативными актами и двусторонними или многосторонними международными соглашениями.
Определение понятия "Договор перевозки груза внутренним водным транспортом" содержится в ст. 69 главы 9 Кодекса внутреннего водного транспорта Республики Беларусь (далее - КВВТ), вступившего в силу с 1 января 2003 г. В названной статье предусмотрено:
"По договору перевозки груза внутренним водным транспортом перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.
Заключение договора перевозки груза внутренним водным транспортом подтверждается составлением коносамента. Коносамент оформляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.
Кроме коносамента при оформлении перевозки груза внутренним водным транспортом оформляются другие перевозочные документы, являющиеся обязательными для всех лиц, участвующих в перевозке грузов внутренним водным транспортом. Формы и порядок заполнения перевозочных документов устанавливаются Правилами перевозок грузов".
Нормативные положения, изложенные в главе 9 КВВТ, могут и должны применяться не только для организации перевозок грузов внутренним водным транспортом в пределах территории республики, но и при организации международных перевозок речным транспортом. Однако ст. 4 КВВТ предусматривает положение о том, что "если вступившим в силу международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в КВВТ, то применяются правила международного договора Республики Беларусь".
Нормы внутригосударственного права и международных договоров подразделяются на императивные (т.е. обязательные) и диспозитивные (т.е. дающие сторонам право свободного выбора). Императивные (обязательные, или повелительные) нормы установлены нормативными правовыми актами и определяют требования как по содержанию, так и по форме. Примером таких норм могут служить части вторая и третья ст. 69 КВВТ, так как правила оформления транспортных документов (коносамента и транспортной накладной) являются обязательными для всех и не могут изменяться по соглашению сторон, последние лишь вправе удостоверить предусмотренные обязательной формой сведения, составляющие содержание этих документов, без изменения требуемых данных.
Диспозитивные нормы предоставляют сторонам право самим определить условия договора, которые им наиболее удобны в конкретной ситуации. Примером может служить договор об организации перевозки грузов внутренним водным транспортом (ст. 70 КВВТ). Договариваясь об организации перевозок грузов (такие договоры, как правило, являются долгосрочными), стороны могут по своему усмотрению согласовывать пункты такого договора, аналогично стороны могут поступать и при заключении договора страхования судна и груза.
В гражданском, а значит, и в речном праве существенное значение имеет классификация договоров по признаку определения факта вступления договора в силу (в действие) на договоры реальные и консенсуальные.
Реальные договоры вступают в силу с момента начала их фактического исполнения. Например, договор перевозки грузов и пассажиров, т.е. доставки в пункт назначения груза или пассажира и багажа внутренним водным транспортом может быть фактически (реально) исполнен лишь тогда, когда груз принят перевозчиком вместе с оплаченным перевозочным документом (коносаментом или накладной), а также если пассажир лично совершил посадку на судно и сдал багаж с предъявлением проездного билета и багажной квитанции. Реальным также является и договор хранения.
Консенсуальные договоры вступают в силу с момента достижения между сторонами согласия по предмету договора, например договоры об организации перевозок, договоры транспортной экспедиции и т.п.
Подробнее следует остановиться на договоре об организации перевозок грузов внутренним водным транспортом, так как этот договор не является договором перевозки, а служит фактически своеобразной формой планирования порядка исполнения принимаемых сторонами обязательств - отправителем груза, его посредником (при участии экспедитора или порта, пристани, грузовой станции отправления) и перевозчиком-судовладельцем. Такой договор необходим как при систематических, многократных, долгосрочных отношениях при перевозках грузов в большом объеме (например, минерально-строительных материалов), так и в некоторых случаях при одноразовом отправлении, когда требуется согласовать особые условия, не регламентированные правилами: при перевозке негабаритного, тяжеловесного, опасного, скоропортящегося груза и т.п. или при отправлении груза за рубеж.
Договоры об организации перевозки грузов внутренним водным транспортом в сочетании с договором транспортно-экспедиторского обслуживания являются вспомогательными договорами по подготовке к заключению конкретных
договоров перевозки груза. При заключении последних (составлении транспортных документов) условия, согласованные в предшествующем договоре об организации перевозок, считаются обязательными для всех участников конкретной перевозки, т.е. связанными со всеми последующими правоотношениями. Чтобы изменить эти условия, необходимо дополнительное соглашение соответствующих сторон. Таким соглашением могут явиться подписанные их представителями транспортные документы по договору перевозки груза.
Особое правовое значение имеет определение момента (факта) вступления договора в силу. Как реальный договор, он считается заключенным и все связанные с перевозкой обязательства вступившими в силу с момента, когда груз вместе с накладной и внесенными отправителем платежами (в том числе за погрузку и другие услуги порта, пристани) фактически принят к перевозке. Этот момент удостоверяется календарным штемпелем порта, пристани отправления и подписями отправителя и кассира порта на накладной, дорожной ведомости и грузовой квитанции. Перевозчик (принявший груз представитель экипажа судна) в этом основном перевозочном документе не расписывается, а грузы сдаются ему портом (пристанью) по ведомости, которая является внутренним документом участников перевозочного процесса.
Важнейшие показатели перевозок - срок доставки и сохранность груза. Они становятся главным обязательством не перевозчика, а порта (пристани) отправления, выступившего в роли ответственного представителя перевозчика по основному перевозочному документу. Из этого следует, что формы перевозочных документов (накладной и др.) внутреннего водного транспорта нуждаются в переработке по аналогии с перевозочной документацией, применяемой на морском транспорте.
Одним из наиболее важных в правовом отношении является такой обязательный элемент договора перевозки груза, как количество, а во многих случаях и качество груза. Именно эти показатели наряду с обязательством выполнения договора перевозки в определенный срок (срок доставки) являются главными, определяющими материальную, финансовую ответственность всех участников договора. Кроме того, показатель количества груза служит основой для определения платы (тарифа) за перевозку и другие транспортные операции. От этих показателей также зависит эффективность использования судов по грузовместимости и грузоподъемности.
Определение количества груза - его массы, веса (в тоннах), иногда объема или счета штук (грузовых мест) - наиболее ответственная операция в технологии перевозок водным транспортом, при чем она может быть очень трудоемкой, сдерживающей скорость приема - сдачи груза. Этой проблеме посвящена ст. 72 "Определение массы груза" КВВТ, которая гласит:
"При предъявлении грузов к перевозке внутренним водным транспортом грузоотправитель указывает в коносаменте их массу, определяемую по трафарету, стандарту или путем взвешивания, а для тарных и штучных грузов - и количество мест. В случаях, предусмотренных Правилами перевозок грузов, допускается определение массы отдельных грузов расчетным путем (по обмеру груза, осадке судна или условно). Определение массы груза по трафарету, стандарту, расчетным путем (по обмеру или условно) производится грузоотправителем.
Грузы в контейнерах принимаются к перевозке внутренним водным транспортом в соответствии с массой, указанной отправителем".
Правила перевозок грузов внутренним водным транспортом утверждены постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 26.01.2005 N 3 "Об утверждении Правил перевозок грузов внутренним водным транспортом".
Таким образом, функция определения количества груза имеет три вида исполнения:
1) все показатели количества груза определяются грузоотправителем и указываются им в перевозочных документах без участия перевозчика или его представителя;
2) количество груза при сдаче к перевозке и на всех ее этапах определяется совместно сдающей (отправителем) и принимающей сторонами с точной его проверкой и фиксацией всех изменений в процессе доставки;
3) количество груза определяется принимающей стороной - портом, пристанью, перевозчиком с участием сдающей стороны.
Принимающая груз сторона во всех случаях имеет право проверить указанное отправителем количество груза во избежание неправильных расчетов провозной платы, перегрузки судна и т.п. При этом отправитель должен вносить необходимые исправления в провозные документы. Как правило, при сдаче груза получателю его количество определяется тем же способом, каким оно было определено при приеме груза к перевозке.
Обязательной проверке сохранности доставленного груза, масса (вес) которого определена грузоотправителем, подлежат лишь те части грузовой отправки (грузовые места), которые при выдаче их получателю имеют признаки несохранности - повреждение тары, разрушение штабеля, нарушение пломбы на контейнере и т.п.
Одной из мер обеспечения сохранности перевозимых грузов является порядок пломбирования транспортных средств - трюмов судна, контейнеров. Основное правило заключается в том, что пломбировать обязан тот, кто производит его загрузку. В ст. 76 КВВТ предусмотрено:
"Загруженные трюмы судов, в том числе рефрижераторных и наливных, а также контейнеры должны быть опломбированы грузоотправителем, если груз им погружен.
Контейнеры с грузами для личных (бытовых) нужд при оказании услуг физическим лицам пломбируются перевозчиком или экспедитором по усмотрению грузоотправителя и за его счет.
Перечень грузов, допускаемых к перевозке в трюмах судов без пломб, и порядок пломбирования судов и контейнеров устанавливаются "Правилами перевозок грузов".
Наличие исправной пломбы служит доказательством, что доставлен тот же груз, который был отправлен, ввиду чего, как правило, он выдается грузополучателю без проверки его количества.
Специфика договоров перевозки по родам грузов имеет подчас решающее правовое значение, и ее несоблюдение влечет тяжелые материальные последствия. Так, для тарно-штучных грузов обязательным условием является их правильная маркировка. Маркировка грузов должна быть двух видов: отправительская и транспортная, содержание каждой из которых установлено соответствующими правилами.
При перевозке многих грузов - опасных, нефтепродуктов, негабаритных, комплектов домов, скоропортящихся, хлебных, угля, животных и живсырья, экспортных и др. - обязательным является оформление сопроводительных к договору перевозки документов, содержащих требуемые правилами сведения о грузе, в частности характеристики показателей его качества, опасных свойств и т.д. Эти сопроводительные документы обязан обеспечить грузоотправитель или выступающий от его имени экспедитор, которые несут ответственность за
достоверность указанных сведений (принимающая сторона всегда вправе их проверить). Достоверность сведений в сопроводительных документах имеет правовые последствия, так как на их основе при выдаче груза получателю решаются вопросы ответственности за несохранную перевозку - порчу, повреждение, недостачу, утрату.
Договор перевозки груза носит возмездный характер, так как одним из его элементов является обязанность отправителя внести за перевозку груза установленную плату. Представляется, что в этой связи нельзя не процитировать дословно ст. 77 КВВТ, которая гласит:
"За перевозку грузов внутренним водным транспортом взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если законодательством Республики Беларусь не предусмотрено иное.
Плата за перевозку грузов внутренним водным транспортом общего пользования определяется на основании тарифов. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.
В случаях, когда в соответствии с законодательством Республики Беларусь установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов внутренним водным транспортом, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Провозная плата за перевозку груза внутренним водным транспортом и иные платежи, причитающиеся перевозчику, вносятся грузоотправителем до момента отправления груза из порта отправления, если соглашением сторон не предусмотрено иное.
При несвоевременном внесении провозной платы и иных платежей отправление груза перевозчиком может быть задержано и до их внесения может быть прекращена подача судна для следующей погрузки груза.
Перевозчик вправе удерживать переданные ему для перевозки грузы в обеспечение причитающейся ему провозной платы и иных платежей, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь или не вытекает из существа обязательств по договору".
При перевозках грузов внутренним водным транспортом, также как и при морских перевозках, широко используется практика страхования судов и грузов. По договору страхования организация (страховщик) обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении предусмотренных в договоре опасностей или случайностей (страхового случая), которым подвергается судно или груз, возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор, понесенный ущерб.
По договору страхования организация (страховщик) обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении предусмотренных в договоре опасностей или случайностей (страхового случая), которым подвергается судно или груз, возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор, понесенный ущерб.
|