Преимущество автомобильного транспорта перед другими видами транспорта заключается в следующем:
- возможность обеспечивать доставку грузов "от двери до двери";
- сравнительно высокая скорость доставки грузов (в 2 - 3 раза выше, чем по железной дороге);
- возможность доставки грузов в пункты, не имеющие подъездных железнодорожных путей.
Однако нельзя не назвать и недостатки этого вида транспорта. В первую очередь, к ним относятся:
- сравнительно высокая себестоимость перевозок;
- возможность хищения груза и угона автотранспорта;
- сравнительно малая грузоподъемность.
В развитии международных автомобильных перевозок важная роль принадлежит следующим специализированным международным организациям:
- Международной организации по предотвращению дорожных происшествий (МОПДП), созданной в 1901 году;
- Международной автодорожной федерации (МАФ), основанной в 1904 году;
- Постоянной международной ассоциации дорожных конгрессов (ПМАДК), учрежденной в 1909 году;
- Международной автотранспортной федерации (МАФ), основанной в 1948 году;
- Международному союзу автомобильного транспорта (ИРУ), созданному в 1948 году;
- Международной организации по перевозке скоропортящихся продуктов в условиях контролируемых температур (ТРАНСФИГОРУТ/Европа), учрежденной в 1955 году;
- Международному союзу водителей грузовиков дальнего следования, созданному в 1957 году.
Источниками, определяющими правовой режим международных автомобильных перевозок, являются:
- Конвенция о дорожном движении 1949 года;
- Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП), подписанная в Женеве 14 ноября 1975 г.;
- Европейское соглашение о международных магистралях 1975 года;
- Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года и Протокол к ней 1978 года;
- Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП) 1973 года и Протокол к ней 1978 года;
- Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах 1982 года и др.
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) была принята 19 мая 1956 г. в Женеве. Основная цель принятия заключалась в установлении единых условий договора международной перевозки грузов по автомобильным дорогам. Республика Беларусь присоединилась к данной Конвенции в июле 1993 г.
Пункт 1 статьи 1 Конвенции гласит: "Настоящая Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции. Применение Конвенции не зависит от местожительства и национальности заключающих договор сторон". При этом под транспортным средством понимаются автомобили (в том числе с полуприцепами), прицепы и полуприцепы. Конвенция не применяется к международным почтовым перевозкам и перевозкам мебели при переездах.
КДПГ регламентирует порядок заключения и исполнения договора перевозки, при этом регулирует правоотношения между перевозчиком и грузоотправителем по договору перевозки груза, порядок и условия приема груза к перевозке и его выдачи в месте назначения, а также ответственность перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя.
Договор перевозки оформляется накладной, которая составляется в трех экземплярах, подписанных отправителем и перевозчиком. Накладная, если не доказано иное, имеет силу договора относительно его условий. В накладной, которая является доказательством принятия груза перевозчиком, должны быть указаны: место и дата ее составления, имена и адреса грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, место и дата принятия груза, способ упаковки груза (тара) груза, число мест, провозная плата и т.д.
Перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза, за просрочку в доставке груза, а также за повреждение груза, происшедшее в период времени между принятием груза к перевозке и его сдачей. В соответствии с Конвенцией по любым спорам, возникающим из договора перевозки, истец имеет право обращаться как в компетентный суд государства - участника Конвенции, а также при наличии согласия сторон в суд страны места нахождения ответчика либо в суд страны места принятия груза к перевозке или места доставки. Срок исковой давности составляет один год.
В Конвенции о дорожном движении закрепляются положения, предъявляемые к техническому состоянию автотранспортных средств, правилам получения водительских прав, а также требования, предъявляемые к водителям автомобилей.
Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа 1973 года и Протокол к ней 1978 года применяются для случаев перевозки пассажиров по территории по крайней мере двух государств, когда пункт отправления или пункт назначения (или тот и другой) находятся на территории одного из государств - участников Конвенции. Нормы допуска носят императивный характер, что предполагает недействительность любого условия договора, допускающего прямо или косвенно отступления от положений Конвенции. Перевозчиком выдается индивидуальный или коллективный билет, а также (не обязательно) багажная квитанция. Перевозчик несет ответственность за причинение вреда пассажиру, за исключением обстоятельств, которых, несмотря на принятие необходимых мер, невозможно было избежать и последствия
которых невозможно предотвратить. Установлена также (за некоторыми изъятиями) ответственность перевозчика за ущерб, связанный с полной или частичной утратой багажа или с его повреждением.
Как представляется, необходимо несколько подробнее остановиться на положениях Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года. Эта Конвенция регулирует перевозки грузов, производимые без их промежуточной перегрузки, с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления одного государства до таможни места назначения другого государства с соблюдением процедуры МДП.
В настоящее время участниками Конвенции МДП 1975 года являются 52 государства, включая страны Европейского союза. Она охватывает весь европейский регион и применяется в Северной Африке и на Ближнем и Среднем Востоке. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции МДП в 1993 году, поэтому по белорусским автомагистралям ездят грузовики с установленными на них голубыми прямоугольными табличками с белыми буквами "TIR". Размещение таких табличек на автотранспортном средстве означает перевозку грузов с соблюдением процедуры МДП.
Грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты ввозных и вывозных пошлин и сборов в промежуточных таможнях. При этом обязательства по уплате причитающихся пошлин возлагаются на гарантийные объединения дорожных перевозчиков, создаваемые в каждом государстве - участнике Конвенции (в Республике Беларусь - БАМАП).
Главная цель таможенных транзитных систем - облегчить международные перевозки грузов под таможенными печатями и пломбами и обеспечить необходимую надежность таможенного контроля и соответствующие гарантии для транзитных стран. Необходимым условием функционирования такой системы является упрощение соответствующих формальностей, которые должны быть не слишком обременительными для таможенных органов и не слишком сложны для перевозчиков и их партнеров.
Перевозчик при выполнении международных перевозок пассажиров и багажа руководствуется законодательством в области дорожного движения, охраны природы того государства, по территории которого осуществляется перевозка.
В области регулирования автомобильных перевозок действуют двусторонние соглашения, предусматривающие общие требования в отношении правил дорожного движения, условий заключения договора перевозки, технического состояния автотранспортных средств, оснований возмещения вреда и т.д. Республика Беларусь заключила двусторонние межправительственные соглашения в области автомобильного транспорта почти с двумя десятками стран ближнего и дальнего зарубежья.
|