Главная Связь транспортного права с другими отраслями права Транспортные отношения в трудовом праве
В Украине запрещены ночные автобусные перевозки
15 ноября вступил в силу совместный приказ МВД и Минтранса от 19 октября 2010 номер 765/504, запрещающий перевозку пассажиров
Медведев:
Об этом глава государства заявил на пресс-конференции в Сколково Один из заданных главе государства вопросов касался
Mercedes-Benz Sprinter 311 CDI – самый популярный малотоннажник 2010 г
По результатам продаж малотоннажников Mercedes-Benz в России (2123 единиц) в 2010 г. на сегмент больших вэнов пришлось 78 %
Главное меню
Транспортная система России
Организация перевозок грузов
Международное транспортное право
http://незамерзайка71.рф/ незамерзайка gleid оптом купить в туле.
Транспортные отношения в трудовом праве

Трудовое право регулирует отношения, возникающие между работником и нанимателем, устанавливает социальные гарантии работникам, определяет статус, права и обязанности безработных и прочие отношения, связанные с трудовой деятельностью людей. Основные нормы трудового права систематизированы в Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК), вступившим в действие с 1 февраля 2002 года.

К источникам трудового права Российской Федерации относятся:

  • Конституция, установившая в ст.72, что вопросы законодательства о труде находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Статьей 37 Конституции установлено, что «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен...Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд ...не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также права на защиту от безработицы» и ряд других прав, связанных с трудовой деятельностью;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • законы Российской Федерации « О занятости населения в Российской Федерации», «Об основах государственной службы Российской Федерации», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и другие федеральные законы;
  • Основы законодательства Российской Федерации об охране труда;
  • указы Президента [«О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15.10.91, «Об утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации» от 20.07.94 и др.];
  • постановления Правительства Российской Федерации («О дифференцировании в условиях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» от 14.10.92, «Об утверждении Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве» от 03.06.95 и многие другие);
  • постановления, инструкции и другие акты Министерства труда и социального развития Российской Федерации;
  • акты других федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых содержатся нормы трудового права, изданные в соответствии с федеральным законодательством, указами Президента, постановлениями Правительства Российской Федерации;
  • акты субъектов Российской Федерации по вопросам трудового законодательства в пределах установленной компетенции и не снижающие требований, установленных федеральными нормативными актами.

Трудовые отношения при осуществлении транспортной деятельности можно условно подразделить на общие и специальные. Общие трудовые отношения (порядок приема на работу, предоставление отпуска работнику, исчисление стажа работы и проч.) при осуществлении транспортной деятельности не имеют отличий от аналогичных отношений в иных областях деятельности. Специальные трудовые отношения отражают отраслевую специфику транспорта как объекта приложения труда.

Особенности регулирования труда работников транспорта приведены в трех статьях.

Статьей 328 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что «работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движение транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.

Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.

К гражданам, поступающим на работу, связанную с движением транспортных средств, предъявляются особые требования, касающиеся профессиональной подготовки, состояния здоровья, которые вытекают из специальных законов и иных нормативных правовых актов.

В трудовом договоре, заключаемом с водителем автотранспортного средства, сторонами необходимо предусмотреть: будет ли он работать на автомобиле определенной грузоподъемности или на любом автомобиле из числа имеющихся с учетом наличия у водителя прав на управление соответствующими транспортными средствами.

Условия получения права на управление транспортными средствами определены в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 № 196-ФЗ.

Право на управление транспортными средствами предоставляется:

  • мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория «А») - лицам, достигшим 16-летнего возраста;
  • автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8 (категория «В»), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением относящихся к категории «Д» (категория «С»), - лицам, достигшим 18-летнего возраста;
  • автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест (категория «Д»), - лицам, достигшим 20-летнего возраста;
  • составами транспортных средств (категория «Е») - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий «В», «С» или «Д», - при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;
  • трамваями и троллейбусами - лицам, достигшим 20-летнего возраста.

К сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами допускаются граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории.

Типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами

исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ на основании соответствующих государственных образовательных стандартов (ст. 25, 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 № 196-ФЗ).

Статья 329 Трудового кодекса РФ устанавливает особенности регулирования труда в области соответствующего вида транспорта: «Работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, не разрешается работа за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени по профессии или должности, непосредственно связанной с движением транспортных средств, а также работа с вредными и (или) опасными условиями труда. Перечень профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральными органам исполнительной власти соответствующего вида транспорта. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом».

Такие особенности для работников отдельных видов транспорта определяются специальными положениями о режиме рабочего времени и времени отдыха, а также положениями об условиях труда работников отдельных категорий.

Например, допустимые режимы труда и отдыха водителей автомобилей регламентированы «Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей».

Согласно этому Положению нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих на 5-дневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8, а для работающих на 6-дневной рабочей неделе с одним выходным днем - 7 часов.

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц). На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Решение установить суммированный учет рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным представительным органом работников, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) может устанавливаться не более 10 часов. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

Водителям автобусов, работающим на городских, пригородных и междугородных регулярных пассажирских линиях, с их согласия может устанавливаться рабочий день с разделением смены на две части при условии, что водители будут возвращаться к месту дислокации до начала разрыва смены не позже чем через 4 часа после начала работы. При этом продолжительность перерыва должна быть не менее 2 часов без учета времени для отдыха и питания. Время кратковременного отдыха предоставляется в месте дислокации.

Ежедневная продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при

перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9.5 метров и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов - не может превышать 8 часов.

При суммированном учете рабочего времени решением работодателя, согласованного с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным представительным органом работников (а при их отсутствии - с работником), не более 2 раз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем может быть увеличена до 10 часов. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за 2 недели подряд не должна превышать 90 часов.

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов, не позднее чем через 4 часа после начала работы. При установленной графиком продолжительности ежедневного рабочего времени более 8 часов водителю предоставляются 2 перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах может быть установлена не менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным отдыхом, при этом суммарная продолжительность времени отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не менее 42 часов.

При суммированном учете рабочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности; при этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должна быть не менее числа полных недель этого месяца. В случае установления водителям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 часов продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

Дисциплине труда работников, которые непосредственно связаны с движением транспортных средств посвящена статья 330 Трудового кодекса РФ.

«Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется настоящим Кодексом и положениями (уставами) о дисциплине, утверждаемыми федеральными законами».

Дисциплина труда - это установленный порядок, без поддержания которого невозможно обеспечить согласованную деятельность в процессе совместного труда работников организации. Дисциплина труда требует от работников надлежащего исполнения трудовых обязанностей, закрепленных в ст. 21 ТК, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права (ст.5 ТК).

Правила поведения работников во время совместной деятельности определяются коллективным договором, соглашениями, а также локальными нормативными актами (правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, графики сменности и др.), принимаемыми работодателем (в пределах своей компетенции) в порядке, установленном ст. 8 ТК. Регулятором поведения работников служит заключаемый с ним трудовой договор.

На работников, труд которых непосредственно связан с движение транспортных средств, распространяются статьи о дисциплине труда, содержащиеся в гл.30 ТК, за исключением тех правил, которые предусматриваются только уставами и положениями о дисциплине (о поощрениях за труд и мерах дисциплинарной ответственности).

Принятие уставов и положений о дисциплине работников, труд которых непосредственно связан с движение транспортных средств, продиктовано необходимостью строжайшего соблюдения внутреннего трудового распорядка на транспорте, нарушение

которого может привести к тяжелейшим последствиям (вплоть до гибели людей). Поэтому к работникам, подпадающим под действие уставов и положений о дисциплине, предъявляются более высокие требования, нежели к другим категориям работников, на которых целиком распространяются правила внутреннего трудового распорядка данной транспортной организации.

Под действие уставов и положений о дисциплине главным образом подпадают работники, выполняющие основные, профилирующие работы, связанные с движением транспорта, а также работники центрального аппарата!

Положения и уставы о дисциплине обязательны для всех работников, которые подпадают под их действие. Работодатели не вправе вносить в них какие-либо изменения или дополнения. Некоторые особенности, касающиеся трудового распорядка работников, подпадающих под действие положений и уставов о дисциплине, могут быть предусмотрены в правилах внутреннего распорядка организации, однако они не должны противоречить положениям и уставам о дисциплине.

Дисциплинарная ответственность - форма принуждения работника к надлежащему исполнению им служебных обязанностей. Дисциплинарная ответственность наступает за нарушения трудовой дисциплины, выразившейся в неисполнении или в ненадлежащем исполнении по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей. Правонарушение, влекущее дисциплинарную ответственность, принято называть дисциплинарным проступком. Отличительными признаками, по которым дисциплинарный проступок дифференцируется от иных правонарушений, являются: субъект нарушения -наемный работник, совершивший правонарушение в момент исполнения им своих трудовых обязанностей; объект противоправного воздействия - внутренний трудовой распорядок организации - работодателя.

Следует отличать дисциплинарную ответственность от административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности. Некоторые нарушения работником своих обязанностей могут быть одновременно и дисциплинарными и административными проступками. Меры дисциплинарного воздействия могут применяться одновременно (параллельно) с мерами административного и уголовного воздействия, гражданско-правовой ответственностью. В этом случае работник не несет двойной ответственности, как может показаться на первый взгляд, поскольку административная или уголовная ответственность наступает перед государством, гражданско-правовая - перед лицом, чьи гражданские права нарушены, а дисциплинарная перед иным субъектом - работодателем.

Право наложения мер дисциплинарной ответственности имеет орган организации-работодателя, обладающий распорядительно-дисциплинарной властью по отношению к нарушителю. Таким органом является руководитель организации, а также другие органы, уполномоченные на это уставом организации (положением об организации).

Меры дисциплинарных взысканий за нарушения трудовой дисциплины установлены в ст. 192 ТК РФ: «1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям». Данные меры относятся к общим видам дисциплинарной ответственности и могут быть применены к любому работнику транспорта. Для ряда категорий работников транспорта может быть дополнительно установлена ответственность согласно ст. 192 ТК: «Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания». Именно специальная дисциплинарная ответственность и отражает отраслевые особенности трудовых отношений в процессе осуществления транспортной деятельности.

В настоящее время вопросы специальной дисциплинарной ответственности урегулированы уставами и положениями о дисциплине работников ряда отраслей.

На автомобильном транспорте какие-либо специальные меры дисциплинарного воздействия не установлены. Практически получили распространение переводы водителей на работу слесарями при совершении ими серьезных трудовых проступков (появление на работе в состоянии алкогольного опьянения и проч.). Для обеспечения юридической корректности таких переводов следует при приеме их на работу предусматривать соответствующие ситуации и процедуры в заключаемых контрактах. Тогда отказ работника от перевода повлечет нарушение контракта и может быть причиной увольнения. В противном случае перевод по инициативе администрации не будет иметь юридических оснований.

Представляется актуальным разрабатывать и вводить в действие положения о дисциплине работников муниципального транспорта. Такая работа должна вестись субъектами федерации, если муниципальный транспорт находится в их ведении, или органами самоуправления, когда такой транспорт находится в ведении муниципальных властей.

Порядок исполнения трудовых обязанностей работниками транспорта и для ряда отраслей транспорта и категорий работников установлен различными уставами, положениями, должностными инструкциями.

На автомобильном транспорте регулирование режима труда и отдыха водителей осуществляется в соответствии с Положение о рабочем времени и временем отдыха водителей автомобилей (утверждено Постановлением Минтруда России от 25.06.99 № 16, зарегистрировано в Минюсте РФ 23 августа 1999 г. N 1874). При выполнении международных автомобильных перевозок Федеральным законом «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и ответственности за нарушение порядка их выполнения» от 24.07.98 № 127-ФЗ предусмотрена обязательность наличия на автомобиле, совершающем соответствующую перевозку, исправного тахографа -самопишущего прибора, регистрирующего на тахограмме путевую информацию о работе автомобиля на линии. Расшифровка тахограммы позволяет надежно установить соблюдение водителями установленного перевозчиком безопасного графика движения. Труд водителей маршрутных автобусов признан сопряженным с неблагоприятными условиями труда, в связи с чем для водителей автобусов установлен ранний выход на пенсию.

В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году» от 30 августа 1993 г. № 876 (с последующими изменениями и дополнениями) (п.9) в целях обеспечения безопасности судоходства, полетов и движения транспортных средств на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности . и (или) в их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку.

Лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей.

Перечень учебных заведений, осуществляющих специальную и предаттестационную подготовку таких лиц, устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

Порядок проведения аттестации регламентирован Положением о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденным совместным приказом Минтранса и Минтруда России от 11 марта 1994 г. № 13/11, зарегистрированным в Минюсте РФ 18 апреля 1994 г. № 548, (с последующими изменениями и дополнениями).

На работников транспортных организаций и органов государственного и муниципального управления транспортом, являющихся по своему статусу государственными или муниципальными служащими, наряду с общими нормами трудового законодательства, дополнительно распространяются требования законодательства Российской Федерации и ее субъектов, регулирующего государственную и муниципальную службу: федеральные законы «Об основах государственной службы Российской Федерации», «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и выпущенные в их развитие законы субъектов Российской Федерации.

Важной составной частью трудового права является комплекс норм по охране труда. Данные нормы установлены «Основами законодательства Российской Федерации об охране

труда», большим числом статей ТК, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов. Постановлением Министерства труда Российской Федерации утверждены Положение о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и методические указания по разработке этих правил. На федеральном уровне разработаны и введены в действие: специальная Система стандартов безопасности труда (ССБТ) в составе системы ГОСТ Р, включающая большой комплекс государственных стандартов, разработанных в соответствии с Федеральным законом «О стандартизации»; отраслевые стандарты (ОСТ) безопасности; санитарные нормы и правила (СанНиП) и гигиенические нормативы; общие технические требования к безопасной конструкции, изготовлению и эксплуатации машин и механизмов (в различных стандартах ГОСТ Р); отраслевые правила по охране труда и технике безопасности; противопожарные правила и проч. Изготовители машин и механизмов, в том числе транспортных средств, погрузо-разгрузочных устройств и приспособлений, контейнеров обязательно разрабатывают и утверждают технические инструкции, в которых приводятся требования по безопасной эксплуатации их продукции.

Минтруда России в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации об охране труда» совместно с федеральными надзорными органами, другими федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации создал Систему обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств коллективной защиты. В рамках данной системы отслеживается исполнением работодателем всех предписанных государством правил охраны труда на конкретных рабочих местах. Для предприятий транспорта введение обязательной сертификации постоянных рабочих мест актуально, прежде всего, для производственно-технических служб, выполняющих техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.

Затраты организаций транспорта на оплату труда работников, на обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований, нормальных условий труда, технику безопасности и проведение мероприятий по охране здоровья и организации отдыха, непосредственно связанные с участием работников в производственном процессе, на подготовку и переподготовку кадров, в соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.97 № 273 «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», подлежат включению в себестоимость транспортных услуг и работ.

Все работники подлежат обязательному социальному страхованию. Для ряда работников транспортного комплекса установлено обязательное страхование, дополнительное к обязательному социальному страхованию. Работающие в транспортном комплексе государственные и муниципальные служащие подлежат обязательному государственному страхованию на случаи причинения вреда жизни, здоровью и имуществу в связи с исполнением ими должностных обязанностей (законы Российской Федерации и ее субъектов, регулирующие государственную и муниципальную службу).

При организации трудовых отношений на транспортных предприятиях, где действуют профсоюзные организации, применяются коллективные договоры, практикуется заключение Отраслевого тарифного соглашения между Минтрансом России (представитель работодателей федеральных государственных унитарных предприятий автотранспорта) и ЦК Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Участником от федеральных органов исполнительной власти является Министерство труда и социального развития.

Отраслевое тарифное соглашение является основой для заключения коллективных договоров и индивидуальных трудовых договоров (контрактов), устанавливает требования к оплате труда, занятости работников, условиям труда и мероприятиям по охране труда.

 
     
© 2010 - 2016 transport-law.ru