Погрузочно-разгрузочные и складские работы на местах общего пользования, а также сортировка грузов и контейнеров выполняются механизированными дистанциями погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций (МЧ) (далее в тексте — механизиро-ванные дистанции). Механизированные дистанции имеют в своем подчинении производственные участки погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций (далее в тексте — производственные участки). В зависимости от объемов грузопереработки по родам грузов, выполняемых транспортно-экспедиторских услуг, коммерческих операций, количества обслуживаемых и ремонтируемых средств измерения массы, погрузочно-разгрузочных машин механизированные дистанции и производственные участки подразделяются на четыре группы. Механизированные дистанции призваны удовлетворять потребности грузоотправителей, грузополучателей, физических и юридических лиц в погрузочно-разгрузочных работах, транспортно-экспедиционных и коммерческих операциях на обслуживаемом участке. Подчиняются они непосредственно отделению железной дороги. Общее руководство организацией работы механизированной дистанции осуществляет начальник в соответствии с Типовым уставом дистанции, утвержденным МПС России. В зависимости от объемов выполняемых грузовых и коммерческих операций в дистанциях могут быть предусмотрены должности — главного инженера дистанции, заместителя начальника дистанции по грузовой и коммерческой работе, заместителя начальника дистанции по автотранспорту, начальника грузового района, заведующего товарной конторой, диспетчера по автомобильным перевозкам, заведующих складами и площадками, ревизоров по весовому хозяйству, приемосдатчиков и др. Основными задачами механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций являются:
- выполнение для грузоотправителей, грузополучателей и населения погрузочно-разгрузочных работ, транспортно-экспедиционных и коммерческих операций и совершенствование системы их организации;
- обеспечение устойчивой и безопасной работы устройств дистанции, выполнение программы технического обслуживания, ремонта и модернизации технических средств;
- развитие и укрепление производственно-ремонтной базы дистанции, совершенствование технологии и модернизации трудоемких процессов;
- проведение эффективной экономической политики, развитие подсобно-вспомогательной деятельности, выпуска товаров народного потребления, повышающих рентабельность работы, способствующих улучшению социального положения работников дистанции.
Для решения этих задач дистанция обеспечивает:
- погрузку и выгрузку вагонов и автомобилей на станциях с наименьшими затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
- заключение договоров с грузоотправителями, грузополучателями и автопредприятиями на погрузку, выгрузку вагонов, контейнеров, транспортно-экспедиционное обслуживание, завоз и вывоз грузов;
- своевременный ремонт, модернизацию и обновление основных фондов;
- совершенствование технологических процессов погрузочно-разгрузочных работ, транспортно-экспедиционных и коммерческих операций;
- обеспечение сохранности перерабатываемых грузов, подвижного состава, контейнеров и автомобилей;
- сокращение времени нахождения вагонов и автомобилей под грузовыми операциями;
- выполнение требований экологической безопасности и охраны труда при производстве погрузочно-разгрузочных работ, соблюдению производственной санитарии и противопожарной безопасности;
- повышение доходности за счет расширения основных и дополнительных услуг грузоотправителям и грузополучателям, применение договорных цен, тарифов в установленном порядке, оказание услуг населению;
- внедрение автоматизированной системы управления механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций (АСУ МЧ) и автоматизированных рабочих мест (АРМ).
Оперативное руководство и контроль за выполнением плана погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций осуществляют заместитель начальника механизированной дистанции, а также подчиненные ему сменные дежурные по дистанции. Руководство погрузочно-разгрузочными работами, выполнение плана погрузки, выгрузки и сортировки грузов и технологического времени нахождения вагонов под грузовыми операциями, обеспечение сохранности вагонов возложено на начальников производственных участков и сменных мастеров. Непосредственно за технологию погрузки и выгрузки в местах общего пользования, осмотр в коммерческом отношении вагонов и контейнеров перед погрузкой и после выгрузки, определение пригодности их для перевозки данного груза в коммерческом отношении и предъявление к техническому осмотру вагонов и контейнеров отвечают приемосдатчики грузов. Начальник производственного участка (сменный мастер) координирует работу бригад и механизмов, организует выгрузку вагонов и погрузку грузов в автомобили, обеспечивает выгрузку и погрузку вагонов по «прямому варианту» и полный вывоз грузов со складов станции. Работой всех бригад в смене руководит сменный мастер производственного участка, который распределяет работу между бригадами, выписывает наряды на работу, ведет учет и контролирует ее выполнение, следит за качеством работы и соблюдением техники безопасности, осуществляет контроль за правильным размещением грузов в складах и в подвижном составе, за соблюдением технических норм загрузки вагонов. Через каждые 4 часа сменный мастер докладывает дежурному по дистанции о ходе выполнения сменного суточного плана. Выполнение работ сменный мастер отражает в настольном журнале, а дежурный дистанции в сменно-суточном плане-графике механизированной дистанции. На производственных участках с большим объемом различных видов погрузочно-разгрузочных работ организуются комплексные механизированные бригады, работающие в одну смену, или сквозные (суточные). Комплексные бригады создаются по технологическому принципу по погрузке, выгрузке и сортировке тарноштучных грузов в крытых складах, по погрузке, выгрузке и сортировке контейнеров, тяжеловесных грузов, лесоматериалов, металлов, лесных и других грузов. На станциях с большим объемом работы создаются самостоятельные комплексные бригады на отдельных погрузочно-разгрузочных пунктах. При небольших объемах переработки создается единая комплексная бригада для переработки различных грузов в складе, на повышенном пути, площадках по переработке контейнеров, тяжеловесов, лесоматериалов и других грузов. Для переработки грузов на промежуточных станциях, на которых экономически нецелесообразно постоянное содержание погрузочно-разгрузочных машин и бригад грузчиков, организуются передвижные механизированные бригады. Передвижная механизированная бригада базируется на одном из производственных участков, обслуживающем 2-3 промежуточные станции. Продолжительность поездки в одну сторону от базы не должна превышать 2 часа для обеспечения условия возвращения на базовую станцию в те же сутки. Максимальный радиус обслуживания механизированной бригадой, оснащенной автокраном, —30 км, краном на железнодорожном ходу — 25 км, для бригад грузчиков, перемещаемых в автобусах, — 70 км. Организация выгрузки из вагонов грузов и погрузки грузов, а также сортировка осуществляются на основе типовых схем комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ и технологических карт для основных видов массовых грузов на опорных грузовых станциях, утвержденных МПС России. Организация и технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций, основные схемы комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, транспортно-экспедиторское обслуживание грузоотправителей и грузополучателей средствами механизированных дистанций, автоматизация управления, организация эксплуатации, технического обслуживания и ремонта погрузочно-разгрузочных машин, контейнеров, средств измерения массы, вопросы охраны труда и другие изложены в Технологии работы механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций. На основании этой технологии, а также типового технологического процесса работа грузовой станции в условиях функционирования автоматизированной системы управления и типового технологического процесса работы опорной станции в условиях концентрации грузовой и коммерческой работы, в зависимости от конкретных условий разрабатывается технология работы механизированной дистанции и утверждается начальником отделения дороги ( при безотделенческой структуре — начальником железной дороги).
|